Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

27 июня 1931 г. русский инженер Игорь Сикорский получил патент на изобретение первого в мире вертолета

Опубликовано 27.06.2020

 27 июня 1931 года в США русский инженер Игорь Сикорский получил патент на изобретение первого в мире вертолета.

Будущий конструктор появился на свет 25 мая (6 июня) 1889 года в Киеве. Это был пятый ребенок в семье доктора медицины Ивана Алексеевича Сикорского.

Дедушка Игоря Сикорского был  православным священником. Протоиерей Алексий Сикорский служил в селе Антоновка, близ города Сквира Киевской губернии.

«В 1900 году в возрасте 11 лет, — написал он в своих мемуарах, — мне приснился удивительный сон. Я увидел себя идущим по узкому коридору. По обеим сторонам были двери, отделанные орехом, как на пароходе, на полу лежал изумительный ковер. Сверху падал мягкий голубой свет электрических светильников. Когда я шел, пол под ногами слегка вибрировал, и вибрация эта была похожа на качку парохода. Я был убежден во сне, что нахожусь на борту огромного летающего корабля. Когда я проснулся, мне сказали, что человек еще никогда не создавал удачного летающего аппарата, и вообще, это несбыточно».

Игорь Сикорский начал учиться в 1-й Киевской гимназии, но вскоре пожелал пойти по стопам старшего брата и поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге. Однако с каждым годом он все яснее осознавал свое истинное призвание. По окончании общеобразовательных классов он покидает корпус с целью поступить в высшее техническое заведение и стать инженером. Шел 1906 год, российские учебные заведения переживали последствия революционных событий и фактически не работали. Чтобы не терять времени, молодой Сикорский уезжает учиться в Париж, в Техническую школу Дювиньо де Лано. Через год он возвращается и поступает в Киевский политехнический институт. Однако его так захватывает идея построить летательный аппарат, что он забывает об учебе. Диплом инженера он получил только в 1914 году в Петербургском политехническом институте за создание многомоторных воздушных кораблей.

А в июле 1909 года во дворе своего киевского дома двадцатилетний студент завершил сборку первого в России вертолета, доведенного до стадии натурных испытаний. Однако подъемная сила его была еще недостаточна. Одновременно Сикорский удачно экспериментирует с аэросанями собственной конструкции. На них, как и на вертолетах, он учится проектировать и строить воздушные винты, а затем направляет всю свою энергию на создание более перспективных в то время машин — самолетов.


Игорь Сикорский возглавляет  конструкторское бюро по созданию самолетов в возрасте 23 лет, будучи недоучившимся студентом Киевского политехнического института. Весной 1912 года он привез на Московскую воздухоплавательную выставку собственноручно разработанный и построенный самолет. 

Машина выиграла проводившиеся в рамках выставки соревнования летательных аппаратов и была награждена золотой медалью.

 Победителя заметил и пригласил на ужин председатель правления акционерного общества «Русско-Балтийский вагонный завод» Михаил Шидловский, один из богатейших людей Российской Империи. «Руссо-Балт» как раз только что организовал в Петербурге самолетостроительное предприятие. За ужином юноша поделился с инвестором своими техническими идеями. Финансист решил рискнуть — предложил Игорю должность главного конструктора. И не прогадал. Так и не получив диплом, Сикорский переехал в столицу, где за год создал самолет-гигант «Русский витязь», первый многомоторный самолет в истории. Осмотревший машину император Николай II в благодарность подарил Сикорскому золотые часы.

Царское правительство ценило человека, умножавшего индустриальную мощь и славу страны. В 25 лет Сикорский стал кавалером ордена Св. Владимира IV степени. К 28 годам он уже был национальным героем.  

После того, как «Русский витязь» случайно серьезно повредили на аэродроме, Сикорский не стал его восстанавливать, а перешел к созданию более совершенной модели. Самолет-гигант «Илья Муромец» стал легендарным и одним из самых известных его творений. В середине июня 1914 года экипаж Сикорского совершил на нем беспрецедентный для своего времени перелет из Петербурга в Киев и обратно. Рекордный перелет вдохновил правительство инициировать вопрос об организации первой в истории пассажирской авиалинии Петербург — Москва. Правда, из-за начавшейся войны реализовать тогда эту идею не удалось. 

А «Илья Муромец» стал прообразом не только всех современных пассажирских и транспортных самолетов, но и бомбардировщиков. На фронте «Муромцы» отличались исключительной надежностью. Их не сажали даже с горевшими моторами, а гасили огонь прямо в полете.

После  переворота в 1917 году Игорь Сикорский был на волосок от смерти — большевики внесли его в расстрельные списки как убежденного монархиста. Один из знакомых, служивший в ЧК, узнал об этом и предупредил авиаконструктора, что его придут арестовывать. При этом сообщил: жену и дочь тронуть не должны. Взяв паспорт и деньги, Сикорский сразу же отправился на вокзал и вскоре добрался до Мурманска, где находились английские войска. А оттуда уехал во Францию. 

Переехав в США и не имея ни гроша, в 1923 году Сикорский основал авиационную фирму «Sikorsky Aero Engineering Corporation».

Пришла пора вспомнить о юношеской мечте — вертолете. Технологии позволяли создать надежную «летающую лодку с винтом». Патент он получил без проблем. Недостающие средства на создание самой авиамашины помогло добыть увлечение музыкой. Чуть ли не на последние деньги Сикорский купил билет на концерт своего соотечественника Сергея Рахманинова.

После концерта пообщался с музыкантом. Рахманинов согласился помочь, заняв пять тысяч долларов (очень большую по тем временам сумму) с условием, что его имя будет фигурировать среди учредителей авиастроительной фирмы.

В 1939 году Сикорский первым в мире применил в своем VS-300 схему с одним несущим и небольшим хвостовым винтами. В наши дни 90% вертолетов во всем мире выполнены именно по этой схеме. За первыми моделями Игоря Сикорского последовала целая серия других. Наиболее удачными признаны S-51, S-55, S-56, S-61, S-64 и S-65.

Сикорский первым начал строить турбинные вертолеты, вертолеты-амфибии с убирающимся шасси и «летающие подъемные краны». На его вертолетах впервые были совершены перелеты через Атлантический (1967 г.) и Тихий (1970 г.) океаны...