Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

День памяти прп. Макария Жабынского, Белевского чудотворца

Опубликовано 04.02.2019

Икона в храме села Оленьково свщмчн. Кукша и прп. МакарийИкона в храме села Оленьково свщмчн. Кукша и прп. МакарийПреподобный  Макарий  Жабынский,  Белевский чудотворец (ВИДЕО), родился в XVI веке, в царствование Иоанна Грозного. О его рождении, жизни в миру, а также о месте первоначальных иноческих подвигов сведений не сохранилось. Монаше­ский постриг он принял в ранней молодости и, очевидно, большую часть своей подвижнической жизни провел в Жабынской Введенской пу­стыни. Пустынь была основана стар­цем Онуфрием в 1585 году, в пяти верстах от г. Белева Тульской губернии, при впадении речки Жабынки в Оку.

 Существует мнение, что старец Онуфрий и преподобный Макарий - одно и то же лицо: Онуфрий - имя преподобного Макария до принятия схимы. В начале XVII столетия г. Бе­лев и его окрестности неоднократно подвергались разорению от поляков, вторгшихся тогда в пределы России. В 1615 году Жабынская пустынь была разрушена войском пана Лисов­ского - на ее месте остались развали­ны|1|. 

По другим источникам обитель, как и Оптина пустынь была разорена литовцами в 1614 году, полагают, что терпениям и трудам Макария принадлежало восстановление разоренной Оптиной пустыни, которая некоторое время называлась Макариевою |2|.

Преподобному Мака­рий,  после ухода захватчи­ков вернулся на пепелище родной обители и принялся за ее восстанов­ление. Прежде всего он построил церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.  Как гласит синодик Жабынской пустыни, препо­добный Макарий         «... монастырь возгради, братию собра...», то есть после восстановления обители стал первым ее игуменом. 

Для братии преподобный Мака­рий был не только мудрым наставни­ком, но и любимым аввою, который назидал и словом, и примером терпе­ливой, истинно подвижнической жиз­ни. Об аскетических подвигах препо­добного Макария в синодике говорит­ся: «.. в терпении иночески плотию стражда, мраз, зной во алчбе и жажде претерпе...». Описатель жития свято­го, желая отметить высоту духовного совершенства угодника Божия, гово­рит, что преподобный Макарий «вра­га человекоубийцу-диавола под нозе свои покори». 

Силу веры преподобно­го Макария и степень его любви к ближним показывает следующий слу­чай из жизни святого. Однажды преподобный по обычаю ушел в лес для уединенной молитвы. Там он неожиданно увидел умиравшего от жажды польского воина, который, очевидно, отстал от своего отряда и заблудился. Только одно слово мог прошептать ослабевший от долгих блужданий человек: «Пить!» Памя­туя заповедь Господа (Мф. 5,44), преподобный Макарий не колебался; уповая на милосердие Божие, он сотворил молитву и ударил посохом по земле. Забил источник воды, напо­ивший жаждущего|1|.

До монастыря далеко, а по близости нет ни реки, ни ключа, ни колодца|3|.

Говорят, что этот воин затем раскаялся и присоединился к оставшейся в живых братии возрождающегося из руин и пепла монастыря |4|. Существует еще история, что он принял православие|5| и  жил в Смоленске.

 Позднее на месте источника были построены часовня и две купальни, в которых через омове­ние многие больные исцелялись.

Незадолго до своей блаженной кончины преподобный Макарий при­нял схиму и поселился в верховье Жабынки, где в пустынной тишине предался усиленным подвигам поста и молитвы. 22 января 1622 года (по другим источникам, в 1623 году)|6| он мирно преставился ко Господу. Бра­тия погребли честное тело святого наставника около церкви у входа в обитель. На могиле святого происхо­дили многие исцеления|7|.

В 1724 Священный Синод своим указом поста­новил упразднить пустыни и малые мона­стыри. Велено было «из Жабынской пус­тыни, монахов и келии и ограду сломав без остатку перевесть в Белев в Преоб­раженский монастырь, дабы оной Жабын­ской пустыни звания Жабынскою и Вве­денским монастырем отнюдь нигде и ни­когда не упоминалось, а при церкви той пустыни быть белому священнику, оста­вив ему церковной утвари, риз и книг приличное, без чего пробыть невозмож­но». Тихону, ставшему к тому времени архимандритом  Спасо-Преображенского монастыря в  Белеве, удалось сохранить монастырские строения, но пустынь была упразд­нена. В 1727 она была восстановлена, но в 1774 снова упразднена, в 1776 в кото­рый уже раз восстановлена|8|.

В том же 1776 году в Жабынскую пустынь, строения кото­рой еще не были сломаны, пришли иноки сгоревшего Успенского Шаровского монастыря Калужской губер­нии. С того времени началось постепенное укрепление Жабынской обители.

Церковное почитание преподоб­ного Макария установилось в конце XVII—нач. XVIII в. Из-за неблагоприятных для обители обстоятельств память о пре­подобном Макарии померкла и че­ствование его как всероссийского свя­того прекратилось. Но преподобный Макарий призрел свою обитель и спас ее от запустения . 

Вид Жабынского монастыря. Открытка начала ХХ в.|10|.Вид Жабынского монастыря. Открытка начала ХХ в.|10|.В 1816 году при копании рвов для закладки новой каменной Никольской церкви на месте прежней, дере­вянной, были обнаружены нетленные мощи преподобного Макария и вновь опущены в землю под алтарь нового храма. Восстановление памяти свято­го было установлено указом Святей­шего Синода 2 января 1888 года по ходатайству граждан города Белева, полтора столетия хранивших память о чудесах и подвигах преподобного Макария. 17 октября 1889 года была торжественно совершена закладка каменного храма во имя преподобно­го Макария Жабынского на месте прежней Никольской церкви, где находились мощи святого. Во время строительства храма игумен Иона (прежний настоятель монастыря, в то время проживавший на покое) и начальник строительных работ заду­мали открыть святые мощи. Препо­добный Макарий явился им в сонном видении и воспретил это|1|. Промыслительно святыня была защищена от  действия революционной комиссии по вскрытию святых мощей 16 марта 1919 года, большевики ничего не нашли|9|.

22 января 1902 года было совер­шено торжественное празднование памяти преподобного Макария Жабынского в Туле и Тульской губернии. Память преподобного Макария совер­шается также 22 сентября.

В «Иконописном подлиннике» XVIII века сохранилось описание внешности преподобного Макария: «... подобием сед, брада невелика, ризы монашеские и в схиме». 

Источники


 1. Минея (январь, 2 часть) Издательский Совет РПЦ,  2002 – 276 с.

 2. Полное собрание Житий Святых Православной Греко-Российской Церкви – Спб.; Книгоиздательство П.П. Сойкина, 1908 – 159 с.

 3. Анисимова И.О. Чудотворные православные источники России. - М.; РИПОЛ Классик, 2008-18 с.

 4.www.hrono.info

 5.ufakt.ru

 6.Краткие жития святых на весь год. / Изд. Редакция Журнала «Воскресное чтение». – М.: Репринтное издание. Московский Свято-Данилов  Ставропигальный мужской монастырь, 1993. – 25 с.    

 7. Житие и акафист преподобному отцу нашему Макарию  Жабынскому Белевскому чудотворцу –М.;  2005 -4 с.

 8. Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004 – 224 с.

9.Кашеваров А.Н. Православная Российская Церковь и советское государство: 1917-1922. - М.; Крутицкое Патриаршее Подворье, 2005 – 196 с.

10. И. Ю. Соснер.  Белев в его прошлом и настоящем - М. : Древлехранилище, 2005 – 50 c.