Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Христианский патриотизм

Опубликовано 30.09.2017

Над патриотизмом обыкновенно разумеется любовь к своему отечеству, любовь к тем религиозным и гражданским учреждениям, порядкам, которыми управляется частная и общественная жизнь народа. Это чувство любви к своему отечеству присуще всему роду человеческому и проявляется в высоких примерах самоотвержения. Наше родное отечество в этом отношении занимает далеко не последнее место. Его несчастные обстоятельства и невзгоды, проявляясь общим одушевлением и готовностью жертвовать собою за родную землю, выдвигали, кроме того, из среды народной лиц, за явивших себя преданностью родному краю. И все эти пожертвования делались и делаются не потому только, что от нас требуют этого монарх и ближайшие   исполнители его власти, но в силу нашей собственной любви к отечеству. Государство это мы сами; любя его, мы любим себя; жертвуя для него своими интересами, мы защищаем свое право, свою безопасность. Государственные порядки - это наша родная мысль, мы смолоду сживаемся с ними, как мы сживаемся сами с собой.

Но мы не только граждане отечества, но вместе и христиане. На ряду с обязанностями гражданскими, мы имеем обязанности, налагаемые на нас христианским законом, обязанности настолько важнейшие всех  других, что уклонение от них грозило бы вечной погибелью. Все другие обязанности, не исключая и самых обязанностей к отечеству, имеют для нас значение настолько, насколько они способствуют нашей высшей цели - спасение души.

Потому нам необходимо знать, допускает ли и насколько допускает христианство любовь к отечеству. За разрешением этого вопроса мы должны обратиться к Слову Божию, как главному руководству нашей жизни и деятельности. Здесь заключено живое слово и дело нашего Спасителя. А слово Его для нас непреложно; Его дело есть высший образец нашей жизни, который мы должны иметь перед своими глазами. В Свящ. Писании, затем, содержится живое богодухновенное учение первых последователей Иисуса Христа, которое, в свою очередь, достойно нашего полнейшего внимания.

Господь наш Иисус Христос жил и учил среди еврейского народа. Тридцать лет Он проводит частную жизнь, так как только по достижении тридцатилетнего возраста, по закону еврейскому, Иисус Христос мог вступить в должность общественного учителя. Все это время Своей частной жизни Иисус Христос провел в доме Своего мнимого отца Иосифа, послушный ему и Своим отечественным законам. Уже двенадцати лет Он отправляется со Своим отцом, Матерью и родственниками в Иерусалим, где находился храм Иудейский, на праздник Пасхи, как того требовал закон. Нет никакого сомнения, что Он исполнял и все другие предписания Своего отечественного закона, хотя об этом и не говорится в священных книгах Нового Завета. После тридцати лет настала для Иисуса Христа пора общественного служения. С этого времени яснее высказывается Его любовь к отечеству земному и его порядкам. Он является истинным сыном Своего земного отечества. Так Он, на ряду со всеми израильтянами, разделяет сознание преимущественных достоинств еврейского народа, как народа богоизбранного и хранителя божественных обетований и истинной веры, из которого должно произойти спасение людей. Как истинный израильтянин! Он свято хранит и почитает древнее сокровище Иудейского народа — Священное Писание, свято соблюдает предписания закона Моисеева. Он свято соблюдает субботу, недельный праздник иудейский, и только очищает ее от различных предрассудков фарисеев, учителей народных; Он говорит, что праздник есть преимущественно время для добрых дел в пользу наших ближних. Он хранит и другие народные праздники, как например праздник Пасхи и Пятидесятницы. Согласно предписанию закона, Он является в эти праздники в Иерусалим и поучает здесь свой родной народ. Он пламенеет ревностью к народной святыне и изгоняет из нее торговцев, осквернивших ее своим недостойным присутствием. Сам исполняя закон, Иисус Христос требует иcпoлнeния закона и от других. Когда Он исцелил десять прокаженных, то послал их показаться священникам и заявить им о своем очищении, как того требовал закон Моисеев. Он требует от Своих слушателей подчинения своим начальникам и учителям, хотя Сам строго обличает последних за их лицемерие. Он говорит: что они велят вам делать, то делайте, как и Сам Он исполнял требования их, которые строго основывались на законе. Так на суде пред первосвященниками, Он почтительно относится к ним, отвечает на их вопросы, потому что Он видел в первосвященниках лиц, уполномоченных законом творить суд.

Но преимущественная любовь Спасителя к своему народу сказалась в Его общественной деятельности.  Хотя цель божественного посланничества  Иисуса Христа  - спасение не одного народа еврейского, а всего человечества, однако Он своему родному народу посвящает все время Своего служения. Другие народы только впоследствии являются участниками тех благ, которые дарованы Спасителем народу еврейскому, как преимущественно любимому Богом, только впоследствии вступают на тот путь спасения, на который Господь Иисус  Христос сначала призвал израильтян.

 Я, говорил  Он, послан только к  погибшим овцам дома израилева. Он даже запрещает  Своим  ученикам  ходить на путь языческий и в город Самарянский, не потому, впрочем, чтобы Он считал  язычников и самарян  недостойными божественного царства, а потому, что Ему следовало выполнить те  обетования, который даны Богом предкам  народа еврейского, исполнить пророческое слово, которое говорило, что спасение роду человеческому будет именно от  Иудеи.

Свою деятельность Иисус Христос направляет к тому, чтобы быть сколько возможно более полезным Своему народу. Так как Его высочайшей задачей было—возвестить народу путь спасения, то поэтому проповедь Его является вполне народною. Он не замыкается в каком-либо избранном кругу еврейской общины, а действуете на весь народ, хочет руководить сознанием каждого члена народа. Чтобы более утвердить успех Своей проповеди, Он посылает Предтечу, который своим учением о покаянии подготовляет народ к сретению Господа. Когда же, по смерти Предтечи, Он Сам вступает со словом проповеди, то мы повсюду видим Его окруженным народной толпой, которую Он учит иногда по целым дням, которой Он благодетельствует из источника чудотворений, присущего Ему в беспредельной полноте. Имея в виду исключительно пользу народную, Иисус Христос, так сказать, забывает Сам Себя; Он не заботится о том, чтобы занять высокое положение в народе. Он бежит народной славы, бежит чести царской, которою хочет почтить Его народ, отказывается от чести судьи, когда обращаются к Нему за разрешением мирских  дел. Чтобы сделать возможно более доступными для народа истины спасения, Он сообщает их в строгой постепенности и не передает вначале того, что слушатели могут воспринять только после достаточной подготовки. Так Он не сразу заговорил  с народом о Своем лице, зная, что это может быть соблазнительно для народа, но только тогда, когда путем проповеди и чудес достаточно успел убедить слушателей в Своем высшем  происхождении и назначении.        

Венцом беспредельной любви Спасителя к народу и самоотверженной деятельности на пользу ему является  смерть на кресте; Божественный Благодетель, которого появление повсюду сопровождает восторженная народная похвала, предается от родного народа в руки врагов на ужаснейшие мучения.

На вопрос Пилата: царь ли Ты Иудейский? Иисус Христос отвечает: ты говоришь, но прибавляет: «царство Мое не от миpa сего; Я для того родился и для того пришел на землю, чтобы свидетельствовать об истине». Иисус Христос выражает этим, что царство Его вовсе не нуждается в тех средствах существования, которыми поддерживается существование царств мирских. Уже Иоанн Креститель, Предтеча Христов, в проповеди о спасении ясно обозначил ycловия вступления в царство мира и любви. Эти условия суть - покаяние и внутреннее возрождение своей греховной природы. Того же требовал от Своих последователей и Иисус Христос. По мысли Спасителя, царство Его нисходит в душу тех, которые, при посредстве Его Самого, возродятся водою крещения, ОЧИСТЯТ внутреннюю нечистоту греховную благодатию Св. Духа, только тех, которые оставят наружное и лицемерное благочестие фарисеев и начнут ходить в истине и правде Его учения и заповедей. Иудеи не поняли высоты этого учения и его благоплодности для собственного спасения, не хотели следовать тому пути возрождения, который проповедывал Христос, не хотели именно потому, что народные чаяния Израиля клонились в противоположную сторону.

Когда сошел на землю Сын Божий, над евреями тяготело иго римлян. Лишенные свободы и угнетаемые от народа сильнейшего, евреи ни о чем другом не помышляли, как только о возвращении свободы и благоденствия времен Давида и Соломона. Taкие надежды казались им тем сбыточнее, что в самом Писании пророков они находили основание для них. Здесь говорилось о пришествии Мессии—царя, который придет на землю устроить царство, в котором будет господствовать мир и радость, в котором отрется слеза глаз избранного народа. Иисус Христос ясно видел невозможность сделать весь народ участником того спасения, которое Он принес ему и потому обратился к немногим избранным; этих избранных Он старался наставить преимущественно пред всеми другими, старался посвятить в тайны Своего царства. Двенадцать Апостолов и семьдесят учеников составили на первых порах то царство любви и мира, которое пришел устроить на земле Сын Божий. Он до последней минуты скорбит об ожесточении Израиля, о том, что он не хотел воспользоваться предлагаемыми средствами спасения; но Он не хочет в угоду ему разрушить дело Божие, для которого Он пришел на землю. Он теперь основывает церковь, но не для одного народа Своего, который не хотел иметь в ней участия, а для всего человечества. Иисус Христос говорит, что люди от востока и запада, севера и юга, т. е. всех стран света взойдут в царство Божие, тогда как сыны царствия иудеи останутся вне его. Призвание эго должно совершиться путем проповеди Его ближайших последователей - Апостолов. Как прежде Он запрещал им идти на путь языческий и в город самарянский, когда, в исполнение пророчества, следовало возвестить cпасение именно иудеям, так теперь, когда Израиль оказался недостойным слушателем Его проповеди, Он посылает Своих учеников в мире проповедовать Евангелие всем народам. В этой всемирной проповеди они не должны делать никакого различия между народами; римлянин как и грек, скиф как и сармат—все одинаково должны услышать слово истины, все должны сделаться участниками божественного царства. Вступление в это царство Христово не должны служить препятствием местные особенности народов, paзличие государственных порядков и образа управления. Царство Божие не есть гражданское царство, а духовное; оно есть Церковь, а потому гражданские порядки и обязанности могут существовать, не оказывая ни малейшего препятствия исполнению заповедей божественных. Сам Христос не только терпел эти порядки, но уважал их. Когда Его однажды спросили коварно о том, следует ли давать дань кесарю, Он сказал: «воздадите кесарева кесарю, а Божия Богови», т. е.: исполнение обязанностей гражданских вполне совместимо с исполнением обязанностей к Богу; преданность к царю земному вполне возможна при преданности к Царю небесному. Спаситель даже приписывал государственным порядкам высшее божественное происхождение. Находясь на суде римского наместника Пилата, Он говорил ему: ты не имел бы надо Мной никакой власти, если бы тебе не было дано свыше. Это значить, что и Пилату власть была вручена не без особенного Промысла божественного, что Господь возводит и низлагает языческих царей точно также, как некогда низлагал и возводил царей Иудейских, что гражданские порядки всякого государства устанавливаются не без особенного участия божественной воли.

Таким образом Иисус Христос Своим примером и учением освятил любовь к отечеству, к родному краю. Он любил еврейский, среди которого родился и был воспитан, любил и исполнял его законы.

Таковы же в своем существе были отношения к родному краю и первых последователей Иисуса Христа, которые в своей жизни и деятельности не знали никакой другой задачи, кроме подражания своему Учителю. Они тщательно прислушивались ко всякой Его мысли, тщательно всматривались в каждое Его действие, чтобы сделать то и другое руководительным началом своей жизни. Подобно Спасителю первые христиане не забывают родного края.

Первые последователи христианства, по смерти Спасителя, так же как и при жизни Его, были из народа еврейского, как потому, что заповедь Спасителя предписывала ученикам еще раз из Иудеи начать дело проповеди христианской, так и потому, что из Иудеи происходили первые христианские проповедники - апостолы. Они столько любили свой народ, столько сроднились с народными представлениями о преимущественном праве народа еврейского на участие в божественном царстве Мессии, что не могли еще раз не посвятить своего труда родному народу. Сколько была сильна любовь некоторых  Апостолов к делу национальной проповеди, видно из того, что потребовалось особенное вразумление свыше для того чтобы подвигнуть Ап. Петра на проповедь язычнику Корнилию. Этою любовью к родному народу отличались более или менее все ученики Христовы. Св. Иаков, брат Господень, отличался такою любовью к родному народу и народным порядкам, что заслужил  как  от иудеев, так и от христиан название праведного.

Ни гонение, ни ненависть собратий—иудеев, которая повсюду преследовала их, не могли заглушить в первых христианах той любви к отечеству и всему родному, которую они еще с детства воспитали в себе. Сам Ап. Павел, этот величайший учитель языков, который сделал решительный шаг  к проповеди язычникам,—и он  чувствовал в себе столько любви к своим братьям по крови, что решился быть изглаженным из книги живота, если бы только это было полезно для их спасения.

Христианство не истребляет народных особенностей, не восстает против тех или других гражданских учреждений, а старается только дать им такое направление, при котором обеспечивалось бы благоуспешное преследование высшей цели каждого человека—спасения. Первые христиане, как и божественный Основатель христианства, Господь наш Иисус Христос, смотрели на государственный порядок как на такой, который имеет в своем основании волю божественную. Поэтому они не только не избегали его, но при всяком случае прибегали к его покровительству, лишь бы это не противоречило закону Божественному, как высочайшему руководителю на пути спасения. Ап. Павел два раза являлся в Рим, лично пред императором защищал собственное право, как было прилично римскому гражданину.                                                     

Он вообще признавал высшее Божественное происхождение права власти, признавал, что существующая власти от Бога установлены, вследствие чего никакая душа не должна противиться властям; потому что он, хотя имеет своим основанием волю Божественную, по все же есть произведете человеческое. Таковы были воззрения первых христиан на государственный порядок. Чтобы возможно ближе ознакомиться с этими воззрениями, мы приведем несколько слов из так называемых пастырских посланий ап. Павла к Титу и Тимофею. Тит и Тимофей были епископами христианских  общин, а следовательно лицами, на которых ближайшим образом лежала обязанность учительства и надзора за благоповедением христиан. Кроме многого другого Апостол поручает Титу смотреть за тем, чтобы xристиане были послушны властям и готовы на всякое доброе дело. В послании к Тимофею апостол напоминает о том, что един есть Бог и един Ходатай Бога и человеков, и на этой самой истине, необходимой для спасения каждого человека, он основывает  увещание - совершать молитвы, прошения, моления и благодарения за всех людей, за царя и за всех правительствующих, дабы проводить тихую и безмятежную жизнь во всяком благочестии и чистоте. Здесь власти приписывается содействие нашему cпасению, приписывается обеспечение нашей христианской жизни по благочестию.  Государственный порядок уважается христианами, как содействующей делу совести и успешному продолжению дела проповеди христианской дотоле, пока Царь всех царей —Христос не восстановит Своего царства.

Таким образом, первые христиане согласно с волею Иисуса Христа не забывали своего земного отечества; они свято исполняли Его постановления, свято чтили отечественные власти, потому что видели в этом волю Божественную и собственное благо.