Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Крещение Господне

Опубликовано 19.01.2024

Празднуя святое Богоявление, перенесемся мыслию на самое место события, и будем разумно внимать происходившему там! – Вот Вифавара! Вы видите на берегу святого Иоанна, в одежде из верблюжьяго волоса, с поясом усменным о чреслех своих (Мк. 1:6). Его окружает безчисленное множество народа из Иерусалима, Иудеи и всей страны Иорданской. Крещение Спасителя только что кончено; и очи всех обращены на восходящаго от воды Сына человеческаго. — Они больше ничего и не видят. — Но изострите верою око ума вашего и вслед за Иоанном, минуя сие видимое всем, установите внимательный взор на то, что не всем видимо, — на небо отверзтое, голубя сходяшаго и глас слышанный: «Ты еси Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих!» (Мк. 1:11). Установите взор ваш и не отрывайте внимания вашего от сего дивнаго видения! О! кто даст слову нашему силу, чтоб достойно воспеть славу Бога, в трех ипостасех на Иордане явившагося!

Хоругвь казачьих полков Тульского ополченияХоругвь казачьих полков Тульского ополченияМы погружены во тму; но вот обильный свет. Мы поражены безотрадным разъединением – и с небом и с собою; но вот всеоживляющее примирение. Мы измождены безсилием, но вот не истощимый источник всяких сил!Вместе с потерянным раем, заключились небеса правдою Божиею. Но как сильнаго напора вод не удерживает и крепкая преграда, так растаяла наконец крепость правды от огня любви Божией, – и се отверзошася небеса. Отверзем, братия, и мы все силы естества нашего, ненасытно восприимем Бога открывшагося, и насладимся Им. Напитаем им все чувства, все помышления и желания свои.

И так – как, после долгой ночной темноты, всякая тварь жаждет света и с желанием устремляется принять первые лучи восходящаго солнца: так и мы, устремив на Богоявление просветленное верою око ума, желательно восприимем отрадные лучи Божественнаго устроения нашего спасения, испускаемые милостивым Словом Бога Отца, – и насладимся ими.

Как сжатая холодом зимы тварь жадно встречает разрешающую узы холода весну и приемлет снова стройное оживление: так и мы оживленным надеждою спасения сердцем восприимем примирение, возсиявающее в Господе крещаемом, – и насладимся Им!

Как во время зноя летом, жаждущая земля всеми устами пьет нисходящий с неба дождь: так и мы всем желанием души восприимем всякую силу, готовую излиться на нас от Духа, сходящаго в виде голубя, – и насладимся тем!

За чем бы нам и приглашать себя к сему? – Ибо не все ли мы введены уже во все домостроительство спасения? – Не все ли потому должны быть и просвещены, и умиротворены, и оживлены? – Но, о, когда бы было так? – Некогда, помянув об Иоанне Крестителе, Господь с укором говорил Иудеям: «Он был светильник, горя и светя, а вы других утех искать восхотели в час светения его». – Вот каждогодно во святой своей церкви и на нас наводит Господь свет Иорданскаго при Иоанне Богоявления своего. Не говорит ли он нам чрез то: «Вот где свет, горящий и светящий!» – смотрите же не восхотите иначе как радоваться в час светения его.

Блюдите убо, братие, како опасно ходите! Не поражают ли иногда обольстительно слух наш обманчивые клики врагов нашего спасения? 

Суемудрие глашает: «Ко мне идите, у меня свет». Но у него не свет, а только призрак света, и те, кои слушают его, нарицают свет тмою и тму светом.

Мир зовет: «Ко мне идите, я дам вам мир!» Но у него не мир, а призрак мира, и увлеченные им, поздно уже обличив ложь, укорно осуждают его говоря: «Мир! мир! и где есть мир?»

Князь мира обещает простор и жизнь, и силу и довольство. Но у него нет ни силы, ни свободы, ни довольства, а только призрак их – и обольщенные им имя только имеют, что живы, свободны и довольны, а на деле суть обуморенные, томимые лишениями рабы.

Поспешите, братия, стяжать навык к различению всего этого при свете Богоявления и не увлечетесь тем, что именуется только светом, и миром, и силою, а не есть, но паче устремитесь к Тому, Иже есть путь, истина и живот, правда же, и освящение, и избавление.

Вот чуть не дошли мы до суда и самоосуждения. – Что же, так хочет и Господь. – Церкви повелел Он светло праздновать Свое Богоявление, а каждаго из нас благоволит ввести в радость празднества только чрез суд совести. Кто вкусил даров, ради коих празднует церковь, тот радуется; а кто не вкусил, вкуси прежде и возрадуешься. Аминь.

6 января 1864 г.

Слова к владимирской пастве Преосвященнаго Феофана. Владимир: Типография Губернскаго Правления, 1869. С. 167-170

 Великая Агиасма 

Богоявленская святая вода называется в Православной Церкви великой Агиасмой – великой Святыней. К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. На ектении великого освящения воды Церковь молится:
"О еже освятитися водам сим, и дароватися им благодати избавления (спасения), благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа…"
"О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела черплющим ю и емлющим, во освящение домов..., и на всяку пользу изрядну (сильную)...". 

"Даждь же всем прикасающимся ей, и причащающимся, и мажущимся ею, освящение, здравие, очищение и благословение". 

В этих прошениях и в молитве священника на освящение воды Церковь свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою «черплющим и причащающимся» этой Святыни. 

В этих прошениях и в молитве священника на освящение воды Церковь свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою «черплющим и причащающимся» этой Святыни.

Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. Еще в IV веке об этом в 37-й беседе на Крещение Господне говорил св. Иоанн Златоуст: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».

Эту Святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, при заклинательных молитвах на изгнание злого духа, как врачевство; назначает ее пить тем, кто не может быть допущен до Святого Причащения. С этой водой и Крестом священнослужители в праздник Богоявления посещали раньше дома своих прихожан, окропляя их и жилища и, таким образом, распространяли благословение и освящение, начав с храма Божия, на всех чад Церкви Христовой.

В знак особого почитания Богоявленской воды как драгоценной великой Святыни в Крещенский Сочельник и установлен строгий пост, когда или совсем не полагается вкушение пищи до Крещенской воды, или допускается принятие малого количества пищи. Однако с надлежащим благоговением, с крестным знамением и молитвой можно пить святую воду без какого-либо смущения и сомнения и тем, кто уже что-нибудь вкушал, и во всякое время по потребе.  Церковь в богослужебном Уставе (см.: Типикон, 6 января) дает на этот счет ясное и определенное наставление и разъяснение: те, которые отлучают себя от святой воды ради преждевременного вкушения пищи, «не добре творят». «Не вкушения ради ястия (пищи) нечистота в нас есть, но от скверных дел наших; очищени же от сих пием без сомнения сию святую воду» (См.: Типикон, 6 января, 1-е "зри".Но в Русской Церкви в народе сложилось такое отношение к Богоявленской воде, что ее принимают только натощак как великую Святыню, т.е. подобно антидору, просфоре и т.д. И этот благочестивый обычай ни в коем случае нельзя искоренять в народе, потому что это может повести к ослаблению благоговения к этой Святыне).

pravoslavie.ru