Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Митрополит Евлогий Экзарх Западной Европы

Опубликовано 08.08.2017

Митрополит Евлогий экзарх Западноевропейского Экзархата русских православных приходов (Георгиевский Василий Семенович) 10.04.1868 Тульск.губ. - 8.08.1946 Париж,  церковный и общественный деятель. 

Из книги  «Путь моей жизни», изданной после смерти м. Евлогия, воспоминания записанные с его слов и обработанные Т. И. Манухиной: «Родился я 10 апреля в 1868 году на Пасхе в захолустном селе Сомове Одоевского уезда Тульской губернии, расположенном на большаке между Белёвым и Одоевым  (позднее семья моя жила под г. Серпуховом 

(Каширского уезда) в селе Никольском, на родине известного Санкт-Петербургского митрополита Исидора). При святом крещении я был назван Василием. Отец мой, Семен Иванович Георгиевский, был сельский священник. По натуре веселый, жизнерадостный, общительный, он имел душу добрую, кроткую и поэтическую, любил пение, музыку, стихи… По-своему развитой и в общении приятный, он пользовался расположением окрестных помещиков, и его приглашали в помещичьи семьи обучать детей.

Мать моя, Серафима Александровна, по природе своей была глубже отца, но болезненная, несколько нервная... Сказалась, быть может, и тяжелая ее жизнь до замужества.

Печать угнетенности наложила на нее и смерть первых четырех детей, которые умерли в младенчестве: с этой утратой ей было трудно примириться. Потеряв четырех детей в течение восьми лет, она и меня считала обреченным: я родился тоже слабым ребенком. Как утопающий хватается за соломинку, так и она решила поехать со мною в Оптину Пустынь к старцу Амвросию, дабы с помощью его молитв вымолить мне жизнь.

Моя мать вошла в приемное зальце о. Амвросия одна, а няню со мной 

Амвро́сий О́птинский (в миру Александр Михайлович Гренков).Амвро́сий О́птинский (в миру Александр Михайлович Гренков).

оставила в сенях. Старец ее благословил, молча повернулся и вышел. Мать моя стоит, ждет… Проходят десять, пятнадцать минут, — старца нет. А тут я еще поднял за дверью крик. Что делать? Какие-то монашенки за меня вступились: «Да вы возьмите его с собой, старец детей любит…» Мать взяла меня — и я сразу затих. Тут и о. Амвросий вышел. Ничего не спросил, а, отвечая на затаенное душевное состояние матери, прямо сказал:

- Ничего, будет жив, будет жив.

Дал просфору, иконку, какую-то книжечку, благословил — и отпустил. Вернулась домой моя мать ликующая. Верю и я, что молитвами старца дожил до преклонных лет»|1|. 

Окончил первым учеником Белёвское Духовное училище (1882) и Тульскую Духовную семинарию (1888). Поступил по совету прп. Амвросия волонтером в МДА, которую окончил в 1892 г. кандидатом богословия за соч. «Св. Тихон Задонский. Его жизнь и деятельность (1724-1783)». С октября 1892 г. домашний учитель в семье товарища тульского губ. прокурора С. А. Лопухина. С 12 марта 1893 г. помощник смотрителя Ефремовского Духовного училища. 29 дек. 1894 г. назначен в Тульскую Духовную семинарию преподавателем греческого языка. 3 февр. 1895 г. Тульским еп. Иринеем (Ордой) пострижен в монашество с именем Евлогий. 5 февр. рукоположен во диакона, 12 февр.- во иерея. С 5 авг. 1895 г. инспектор Владимирской ДС. Указом Синода от 4/17 нояб. 1897 г. назначен ректором Холмской ДС, 23 нояб. возведен в сан архимандрита. По инициативе Е. в ДС было введено преподавание медицины и обучение музыке. 4 февр. 1898 г. назначен председателем Издательского совета Богородицкого братства (до 11 янв. 1903), цензором Холмского народного календаря и всех изданий, осуществляемых Богородицким братством. Состоял исполняющим должность председателя Епархиального Училищного совета. Постоянный член, председатель (с 1899) Совета холмского Богородицкого братства. Состоял благочинным муж. и жен. мон-рей на Холмщине. С 1899 г. председатель историко-статистического комитета по описанию церквей и приходов Холмско-Варшавской епархии. Выступал на публичных чтениях в Холмской ДС с лекциями: «Об отношении христианства к искусству», «О значении монашества для современной общественности» (1898-1899), «О влиянии христианства на рабство» (1900), «О влиянии христианства на культуру христианских народов» (1901), «О свободе совести» (1902), «О воскрешении в сознании публики образа старца Серафима Саровского» (1903).

12 янв. 1903 г. хиротонисан во епископа Люблинского, назначен викарием Холмско-Варшавской епархии. Это была первая архиерейская хиротония на Холмщине. До этого униатские епископы для Холмщины поставлялись в Риме, а православные - в С.-Петербурге. Хиротонию, проведенную в холмском кафедральном соборе в честь Рождества Пресв. Богородицы, возглавил Варшавский архиеп. Иероним (Экземплярский). |2|. 

Евл. стал одним из главных инициаторов русского национального и религиозного возрождения в Галиции. После выхода 17.04.1905 указа о свободе совести - ведущий деятель сопротивления католической экспансии на Холмщине, где вероисповедная распря тесно переплеталась с национальной, а экономическое воздействие католиков соседствовало с практикой открытого насилия. Лично ходатайствуя перед императором и обер-прокурором Синода По6едоносцевым, добился выделения Люблинской и Седлецкой епархий в самостоятельную Холмскую епархию; был назначен ее епископом, во время революционных событий 1905. Е. противодействовал еврейским погромам в своей епархии, оставаясь одновременно последовательным сторонником русских национальных традиций; разрабатывал проект выделения Холмщины в самостоятельную губернию, который не нашел поддержки у С.Витте, но безусловно приветствовался П.Столыпиным. 

Столыпин П.А.Столыпин П.А.

В 1907 избирался православным населением Холмщины членом 2-й и 3-й Государственной думы. Выступал, как против смертной казни, так и против террора, захлестнувшего империю, а также за радикальную земельную реформу на Холмщине, направленную против малоземелья и жестокой эксплуатации местных крестьян польскими магнатами|3|.

Борьба по Холмскому законопроекту в комиссии продолжалась три года: с 1908 по 1911 гг. Его то ставили, то снимали с повестки дня пленарного заседания Думы. В общей сложности борьба велась  пять лет.

Евлогий пошел на прием к П.А. Столыпину, который, поддержав проект, обещал взять его судьбу в свои руки осенью
1911 г., но 5 сентября он был убит.
Новый председатель Совета министров В.Н. Коковцов к Холмским проблеме отнесся безучастно.
Наконец 26 апреля 1912 г. проект был поставлен на голосование в Думе и получил одобрение большинства депутатов,

а в конце мая после острых дебатов одобрен Государственной думой, а 23 июня, в день Владимирской иконы Божьей Матери, утвержден императором Николаем II. В ходе этой борьбы Евлогий был возведен в сан архиепископа Холмского |4|.

В 1914 назначен архиепископом Волынским. С объявлением 1-й мировой войны личным приказом императора назначен управляющим церковными делами на оккупированных территориях, После Февральской революции и отречения императора Е. подвергался травле как «черносотенец» и «старорежимник» со стороны т.н. «социал-диаконов» и «социал-псаломщиков» низшего холмского духовенства. Тем не менее созванный епархиальный съезд Холмщины высказал полную поддержку своему архиерею.

Летом 1917 принял участие в работе открывшегося в Москве Всероссийского Предсоборного присутствия (в числе семи архиереев по выбору). 16 августа после литургии состоялось открытие Церковного Собора (в храме Христа Спасителя). Е. был избран председателем отдела «Богослужения, проповедничества и церковного искусства»; непосредственно он занимался выработкой богослужебного устава…

5.11.1917 состоялось избрание патриарха. Накануне Е. совершал службу в Новоиерусалимском монастыре под Москвой, где молились члены Собора. 13 ноября по благословению патриарха Тихона он совершил заупокойную службу по убитым большевиками юнкерам. После интронизации патриарха в числе прочих был выбран в члены Патриаршего Синода.

После окончания сессии Собора Е. отправился в Киев и принял участие в борьбе за «единую и неделимую Русскую Церковь» против украинских автокефалистов |3|. 

В 1918 г. участвовал во Всеукраинском Православном Церковном Соборе, возглавлял комиссии по проблемам украинизации, затем комиссию по церковному управлению. 9 июля от архиереев избран в Высшую Церковную Раду.

4 дек. 1918 г. арестован в Киеве властями Украинской директории. Вместе с Киевским митр. Антонием (Храповицким) и Черниговским еп. сщмч. Никодимом (Кротковым)|2|.  

После занятия Киева Петлюрой он вместе с митрополитом Антонием в сопровождении католического патера депортирован в униатский базиликанский монастырь в городе Баучаг, в который затем были перепровождены и другие арестованные православные клирики и архиереи. После поражения украинских сепаратистов Е. и митрополит Антоний были вновь арестованы уже польской властью и отправлены во Львов; определены на поселение к известнейшему униатскому деятелю митрополиту Андрею Шептицкому, который не только радушно принял русских архиереев, но и приложил немало усилий для их освобождения. По его совету и при его участии они составили и передали через французского агента во Львове петицию премьер-министру Франции Ж.Клемансо с просьбой о своем освобождении|3|. 

В 1919, в день Святой Троицы — арестован по распоряжению польских властей, переведен в католический монастырь монахов-молчальников в местечке Беляны под г. Краковом |5|.

Получив свободу, они были через Буковину и Константинополь переправлены в августе 1919 к генералу Деникину в Екатеринодар.

После непродолжительного пребывания в разных городах Юга России Е., ввиду развернувшегося наступления большевиков, эмигрировал на корабле «Иртыш» в Константинополь,затем переехал в Белград и, наконец, обосновывался в городе Сермские Карловцы; испросил согласия сербского патриарха на переезд

сюда Высшего церковного управления (ВЦУ) во главе с митрополитом Антонием. В 1920 ВЦУ назначило Е. управляющим всеми западноевропейскими русскими церквами на правах епархиального архиерея (решение утверждено патриархом Тихоном). Е. занялся организацией церковной жизни во вверенных ему приходах, принял участие в экуменической Женевской конференции, организованной американской епископальной церковью. В мае 1921 на объединительном съезде русских монархистов в Рейхенгалле (Германия) он вошел в Высший монархический совет, а позднее был избран заместителем председателя совета. Осенью 1921 Е, принял участие в работе Всезагранич-

ного Церковного Собора в Карловцах, на котором, несмотря на монархические воззрения, выступил сторонником полного отделения эмигрантской церкви от политических воззваний и отказался подписать промонархическое

воззвание Собора. 17.1.1922 указом патриарха Тихона возведен в сан митрополита, а 22 мая получил патриарший указ о расформировании ВЦУ ввиду его политических деклараций и подчинении всех зарубежных приходов Е.

под временную юрисдикцию патриарха при поручении представить соображения о порядке управления названными церквами. В 1923 с согласия Е. был принят новый устав Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ), передававший основные полномочия по управлению зарубежной церкви Собору и архиерейскому Синоду РПЦЗ. Тем не менее в 1924 Е. заявил, что признает за Собором лишь  «моральное», а не судебно-административное право в отношении себя. Он также оповестил о непризнании «Карловацкого учреждения» законной канонической властью над своей епархией. Данные действия были восприняты большинством русских архиереев за границей как раскол Зарубежной церкви. В 1927 они прервали общение с Е. и временно запретили ему совершать священнослужение. Это решение он также отказался признать. В том же году Е. и его духовенство приняло требование митрополита Сергия Страгородского дать подписку о «лояльности» советской власти, правда с оговоркой, что термин «лояльность» означает аполитичность. Это вызвало массу протестов со стороны видных деятелей российской эмиграции, в том числе и барона Врангеля, и одновременно привлекло к Е. целый ряд левых и либерально мыслящих эмигрантских философов.

16 октября 1928 года участвует в отпевании  и погребении предпоследней русской императрицы, жены царя Александра III, матери последнего императора Николая II – Марии Федоровны Романовой (дочь датского короля, бывшая российская императрица умерла 13 октября 1928 года в 7 часов 20 минут вечера, не дожив месяца до 81 года)|6|.

Царь Александр III и Мария ФедоровнаЦарь Александр III и Мария Федоровна

Несмотря на обещание 

«лояльности», в 1930 Е. принял участие в Лондоне (по приглашению архиепископа Кентерберийского) в молениях о страждущей Русской церкви и 11 июля этого года был уволен митрополитом Сергием от управления Русской церковью в Западной Европе. Будучи «запрещенным» как Москвой, так и «карловцами», Е, обратился за помощью в Константинополь, перешел под юрисдикцию Вселенского патриарха. Даже после личного примирения с митрополитом Антонием в 1934 и непосредственного участия в попытках объединить русскую церковную диаспору сербского патриарха Варнавы Е. и созванное им епархиальное собрание западноевропейской епархии отказалось подписать в 1935 компромиссное решение о церковном единстве.

С начала 2-й мировой войны и оккупации Европы немецкие власти делали попытки переподчинить приходы Е, «правому» архиерейскому Синоду РПЦЗ. Во время оккупации Парижа Е., возмущаясь геноцидом евреев, в своих                проповедях говорил на общехристианские темы веры и благочестия. Отечественную войну Е. переживал как «всенародный подвиг спасения Родины». Патриотические настроения привели его к мысли о возвращении в юрисдикцию Московской патриархии. Осенью 1945 он написал ходатайство о воссоединении с Московским Патриархатом и 11.9.1945 получил соответствующий Указ патриарха Алексия (Симанского). Одновременно он дважды обращался в Константинополь с просьбой о разрешении вернуться в юрисдикцию Московской патриархии; ответа из Константинополя не последовало, и поэтому он до конца жизни оставался и именовался экзархом Вселенского патриарха. В то же время и Московский патриархат считал его своим экзархом. Уклон Е. к Москве вызвал упорное сопротивление его паствы, не разделявшей отношение своего иерарха к «советской церкви»|3|.

 21 ноября 1944 Е. писал митрополиту Алексию Симанскому: «мне так хочется сложить свои старые кости в родной земле, но, конечно, не обо мне речь. В лице Вашем глубокий поклон до земли родной Матери Русской Церкви и дорогой Родине. Прошу Ваших святых молитв»|7|.

Митрополит Евлогий скончалься 08.08.1946 г. Отпевание Е. 12 августа возглавил прибывший из СССР Ленинградский митр. Григорий (Чуков). В церемонии принимали участие представители всех ветвей русского православия за границей, так же прибыли Советник Посольства СССР А. Г. Абрамов, подполковник Лугачев, консул СССР Н. П. Емельянов, секретарь консульства С. Хрипков. Отпевание окончилось около 2 часов дня. Под погребальный перезвон колоколов и пение ирмосов: «Помощник и Покровитель» — гроб с телом почившего иерарха был обнесен крестным ходом по уставу вокруг храма и водружен на автомобиль. Автомобиль направился на кладбище Сэн-Женевьева-де-Буа. За ним следовали посольские и частные автомобили, автокары с духовенством, с друзьями и почитателями покойного Митрополита. Чем ближе к Сэн-Женевьев-де-Буа, тем больше попадалось по дороге машин, спешащих на кладбище…|8|.

В историю русского православного зарубежья Е. вошел как «собиратель» либерально-философского направления русской церковной мысли. Под его юрисдикцией находились практически все деятели т.н. «русского религиозного возрождения»: о.Сергий Булгаков, Н.Бердяев, С.Франк, Н.Лосский, Г.Федотов, А.Карташев, Г.Флоровский, В.Зеньковский, П.Струве. 

Он являлся создателем Парижского Богословского института,первого высшего духовного заведения русской эмиграции, профессорами которого являлись самые известные ученые, философы и богословы зарубежья |9|. 

За тяготение к "простым людям" в некоторых кругах именовался, - впрочем, без злорадства, - "мужицким архиереем". Но за внешней простотой своей был исключительно образован, любознателен и либерален.  Первый разрешил у себя радио-передачи церковных служб, говорил:

Когда-то и против электричества боролись. А на самом деле всякая сила, человеку полезная и человека улучшающая, — от Бога |10|.

Митрополит Евлогий - основатель новых храмов и приходов во Франции (в том числе знаменитого Сергиевского Подворья), в Германии, Чехословакии, Бельгии, Италии, Норвегии и Швейцарии . 

 

Источники


1. Митрополит Евлогий (Георгиевский). Путь моей жизни. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006-256 с.

 2. www.pravenc.ru

 3. Русское Зарубежье: Золотая книга эмиграции: Энциклопедический биографический словарь.- М.: 1997-748 с.

 4. Л.А. Можаева. ЕВЛОГИЙ (ГЕОРГИЕВСКИЙ ВАСИЛИЙ СЕМЕНОВИЧ) 1868 – 1946.

 5. Биографический справочник "За Христа пострадавшие", ПСТГУ, М. 1997г., 698с.

 6. www.sedmitza.ru

 7. ГА РФ. Ф. Р.- 6991. Оп. 1. Д. 20. Л. 16 — 19. Машинописная копия.

 8. Кончина и погребение митрополита Евлогия. // ЖМП. 1946, № 7, стр. 10.

 9. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и Всея России. 1917-1943 гг.- М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского института, 1994 – 861 с.

 10. Р. Днепров. ПАМЯТИ МИТРОПОЛИТА ЕВЛОГИЯ.// ЖМП, № 9 сентябрь 1946.