Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Митрополит Исидор (Никольский) уроженец Каширского уезда Тульской губернии

Опубликовано 14.10.2018

Русская церковная история насчитывает множество выдающих­ся иерархов, которые внесли много нового в различные отрасли  богословского знания.

Одни из них знамениты как выдающиеся проповедники, внес­шие в гомилетическую науку совершенно новые формы составле­ния проповедей, до тех пор неизвестные, и тем самым поставившие отечественную проповедь на такую высоту, до которой после она уже не поднималась.

Другие известны своими нравственно-аскетическими произве­дениями, давшими нечто новое для нравственного совершенство­вания как мирян, так и монашествующих.

Третьи дали такое многообразие богословского материала, что затмили и своих предшественников и последующих иерархов, и их справедливо можно назвать «отцами Церкви». К этой иерар­хической плеяде принадлежит митрополит Московский Филарет (Дроздов).

Четвертые же известны не как крупные богословы и пропо­ведники, а как иерархи-практики. К числу последних относится митрополит Исидор (Никольский) — личность, несомненно, ин­тересная, своеобразная и оригинальная|1|.

 Родился Иаков Сергеевич 1 октября 1799 года (в день Покрова Пресвятой Богороди­цы) в селе Никольском (от названия которого получил свою фамилию) Каширского уезда Тульской губер­нии в благочестивой семье. Отец его был диаконом, но в год рождения своего сына Иакова он скончался. Его смерть была тяжелым горем для се­мьи вдовы, оставшейся без всяких средств к существованию с че­тырьмя сиротами и грудным младенцем. 

Постигшее ее несчастье побудило вдову прибегнуть к покрову и заступничеству Божией Матери — к Боголюбской Ее иконе — чтобы она приняла и сама воспитала ее малолетнего сына.

Вот как об этом событии вспоминал несколько десятилетий спу­стя сам митрополит Исидор в своем дневнике 18 июня 1884 года.

Митрополит Санкт-Петербургский Исидор (Никольский) возглавлял отпевание Императора Александра II  в сослужении прочих членов Святейшего Синода и сонма духовенства.

Два митрополита - уроженцы Тульской губернии Новгородский и Санкт-Петербургский  Исидор (Никольский), Московский и Коломенский Иоанникий (Руднев)    возглавляли священнодействие коронования  и миропомазания императора Александра III.

«Праздник Боголюбской Божией Матери дорогой для меня по воспоминанию. Когда скончался отец мой, мне еще не было года. Пораженная несчастьем мать принесла меня в Космодамиановскую сельскую свою церковь и, положив меня на пол под местной иконой Боголюбской Божией Матери, горячо и со слезами молила Ее принять под покров Свой и воспитать сына ее, — единствен­ную надежду семьи, ибо мать осталась с тремя дочерьми и стар­шим сыном Александром, убогим, кривым, нигде не учившимся и способным быть только батраком. Царица Небесная услышала молитву матери и во всю жизнь мою не оставила меня великою милостью Своею. Чудеса Ее в моей жизни начали проявляться ви­димо, с 1835-го года Заботу об осиротевшем семействе покойного о. Сергия взял на себя зять, женившийся на его старшей дочери. Он же занял его диаконское место при церкви, он же и занимался первоначальным обучением Иакова, он же и определил его в Тульское духовное училище в 1807 году,  а после окончания его в 1813 году — в Туль­скую духовную семинарию.

 Вот как вспоминал о своем детстве сам митрополит Исидор : «Быт и нужды сирот сельского духовенства вам, конечно, мало известны; но этот пробел я могу пополнить. Незавидная доля сирот сельского духовенства коротко мне знакома, изведал я ее собствен­ной жизнью; всю тяготу бедности, всю скорбь этого приниженного состояния вынес я на собственных плечах. Испытав тяжелую долю нужды с раннего детства дома, семи лет я уже был учеником духовного училища. В мое время общежития не было при духовных училищах. Каждый должен был содержать себя на собственные средства, а у сироты какие же средства? 

За мое содержание платил поступивший на место моего отца зять, на руках которого была уже моя мать с семейством. Средства были скудные; что же мог он уделять для меня? Конечно, гроши. По плате было и содержание: жил я на квартире около самоварной фабрики, где стук и шум не умолкали целый день; от духовного училища было очень далеко. О пропитании и говорить нечего. Из дома присылали хлеб, за приварок платили только за щи. Как подадут кашу, я должен был иногда из-за стола вылезать, т.к. каша была не оплачена, а круп присылали не всегда.

Домой за 70 верст на каникулы ходили мы пешком. Придешь домой усталый, а тебя тут же заставят работать. 

Дорогой разбились у меня лапти, ноги попортил, продолжать путь становилось тяжким, а новые лапти купить было не на что. Проходивший мимо солдат сжалился надо мной, купил пару новых лаптей и подарил мне. До слез был я тронут сочувствием к моему горю. Имя солдата осталось мне неизвестным, но я не забыл сво­его благодетеля. Даже до сих пор вынимается мною на литургии о упокоении воина, «имя же его, Господи, Ты веси». 

В 1821 го­ду Иаков окончил духовную семина­рию, и ему, как лучшему студенту, бы­ла предложена должность лектора словесности при духовной семина­рии. Но в это время из Санкт-Петербурга затребовали выслать шесть луч­ших воспитанников Тульской духов­ной семинарии для продолжения обу­чения в Санкт-Петербургской духов­ной академии. В их числе оказался и Иаков. В духовной академии он тоже отличался замечательными успехами и примерным поведением.

В 1825 году Иаков закончил духов­ную академию и подал прошение о по­стрижении его в монашество. Это про­шение было исполнено.

22 августа 1825 года в академиче­ской церкви духовной академии епископом Григорием (Постнико­вым, †1860) Иаков Никольский был пострижен в монашество с име­нем Исидора.

29 августа в Казанском соборе митрополитом Санкт-Петербургским Серафимом (Глаголевским, † 1843) инок Исидор был рукоположен во иеродиакона, а 5 сентября — во иеро­монаха.

С сентября 1825 года началась пре­подавательская деятельность иеромо­наха Исидора в должности бакалавра богословских наук Санкт-Петербургской духовной академии. Лекции иеромонаха Исидора, под­готовленные по разработанной им программе, отличались полнотой и простотой изложения.

Помимо преподавательской дея­тельности он исполнял обязанности библиотекаря духовной академии (1825—1829), участвовал в академиче­ском журнале «Христианское чтение».

 30 октября 1826 года иеромонаху Исидору было присвоено звание маги­стра богословия.

 В 1827 году по представлению ака­демической конференции он был ут­вержден ее действительным членом. В том же году причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры.

14 августа 1829 года иеромонах Исидор указом Святейшего Синода был возведен в сан архимандрита с на­значением настоятелем Мценского Петропавловского монастыря Орлов­ской епархии, а 24 августа того же го­да был назначен ректором и профес­сором богословия Орловской духов­ной семинарии.

За этот непродолжительный период (1829-1833) он снискал себе всеоб­щую любовь и уважение за отеческую заботу о своих питомцах, за постоян­ную помощь сиротам и беднякам.

 2 июля 1833 года по ходатайству Московского митрополита Филарета (Дроздова, † 1867; память 19 ноября), видя выдаю­щиеся способности архимандрита Исидора, митрополит Филарет по­желал иметь его своим ближайшим помощником, и в 1834 году он внес в Святейший Синод предложение о назначении архимандрита Исидора своим викарием.Свт. Филарет (Дроздов)Свт. Филарет (Дроздов)

 16 октября 1834 года архимандрит Исидор был назначен епископом Дмит­ровским, викарием Московской епар­хии.

Хиротония была совершена 11 ноя­бря 1834 года в Чудовом монастыре высокопреосвященнейшим Филаре­том, митрополитом Московским и Ко­ломенским. Одновременно Исидор был назначен управляющим Звениго­родским Саввино-Сторожевским мо­настырем.

Служение епископа Исидора под руководством митрополита Филарета явилось для него хорошей школой, он приобрел богатый опыт и вполне под­готовился к самостоятельной архипас­тырской деятельности.

 5 июля 1837 года преосвященный Исидор был назначен епископом По­лоцким и Виленским. Трудное служе­ние предстояло ему в этой епархии. Вновь образованная в 1833 году, она пребывала в жалком состоянии: хра­мы были очень бедны, не хватало священников. Первым владыкою, по­ложившим начало присоединения униатов к Православию, был предше­ственник Исидора епископ Смарагд (Крыжановский, † 1863).

 Преосвя­щенный Исидор продолжил дело присоединения, но изменил политику предшественника. Он вошел в дове­рие ко всем гражданским и военным властям, чем значительно облегчил свою работу в епархии. Пользуясь доверием и уважением, епископ Иси­дор постепенно подготавливал почву для полного и окончательного присо­единения униатов к Православию.

 Акт о добровольном и полном вос­соединении униатов с Православием был подписан в 1839 году. Теперь епископ Исидор стремился к укрепле­нию позиций Православия в своей епархии. Он строил новые храмы, восстанавливал и украшал прежние. Добрую память оставил он о себе в епархии.

6 апреля 1840 года епископ Иси­дор был переведен на Могилевскую кафедру. Состояние Могилевской епархии почти не отличалось от Полоцкой, поэтому и характер деятельности епископа был тот же, что и в Полоц­ке. Проводя мудрую и миролюбивую политику, епископ Исидор добился положительных результатов в деле присоединения униатов и в этой епархии.

 5 апреля 1841 года преосвященный Исидор был возведен в сан архиепис­копа.

12 ноября 1844 года архиепископ Исидор назначен в Грузию, в епархию Карталинскую и Кахетинскую, со зва­нием члена Святейшего Синода и эк­зарха Грузии.

Новое назначение в обширный и своеобразный край требовало от сво­его правителя опытности и духовной мудрости в делах.

Церковная жизнь в крае, можно сказать, замирала. Храмы были бедны, христианство в некоторых районах приходило в упадок, священники не поучали своей паствы, в большинстве они были необразованными, у экзарха не было канцелярии, не было архи­ерейского дома |2|. 

Период правления Высокопреосвященным Исидором пришелся на время, когда под предводительством имама Шамиля, объявившего "священную войну" России, восстали народы Дагестана, Чечни и остро стал ренегатский вопрос. Стабилизировать положение оказалось практически невозможно.

Владыка Исидор возглавляет  Осетинскую Духовную Комиссию, встает вопрос о постановке миссии на более высокий уровень.

За 13 лет служения в Грузии, благодаря мудрости и неутомимости в делах, архиепископ Исидор совершенно преобразил и благоустроил Грузинскую Церковь. Кавказский период жизни его был одним из плодотворнейших. Митрополит Исидор перевел с грузинского языка на славянский службу святой равноапостольной Нине и по благословению Святейшего Синода издал ее в 1860 году для церковного употребления. Труды архиепископа Исидора по преобразованию грузинского края не остались без награды: в 1845 году он награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира II степени, а в 1850 году - орденом святого благоверного князя Александра Невского; в 1853 году ему был пожалован бриллиантовый крест для ношения на клобуке.

Князь Барятинский пленивший имама ШамиляКнязь Барятинский пленивший имама Шамиля26 августа 1856 года архиепископ Исидор был возведен в сан митрополита.

Владыка Исидор Совместно с наместником Кавказа князем Александром Ивановичем Барятинским  наметили план открытия Общества восстановления православного христианства на Кавказе ОВПХК |3|. 

В  декабре 1857 г. Кавказский наместник А.И. Барятинский представил Его Императорскому Величеству записку о необходимости учреждения особого общества для восстановления православного христианства на Кавказе. Первоначально планировалось создать братство «Воздвижения Св. Креста». Записка была отправлена в Кавказский комитет, где было предложено создать общество восстановления православия на Кавказе |4|.

9 июня 1860 году года последовало ВЫСОЧАЙШЕЕ утверждение Устава Общества восстановления православного христианства на Кавказе на означенных главных основаниях.

Государыня Императрица Мария Александровна тогда же соизволила принять это дело под личное свое Августейшее покровительство, а Государю Императору благоугодно было Высочайше одобрить главные основания для начатия христианского дела на почве обильной древними преданиями… |5|.

В список своих членов Общество внесло первыми: митрополита Московского Филарета и митрополита С.-Петербургского Исидора…|6|.

 1 марта 1858 года он был назначен митрополитом Киевским и Галицким. С грустью простилась грузинская паст­ва со своим архипастырем.

Служение митрополита Исидора в Киеве было очень непродолжитель­ным, он не успел почти ничего сделать для своей паствы.

Начиная с периода назначения в Грузию, преосвященный Исидор при­сутствовал в Святейшем Синоде и вел большую работу в деле высшего церков­ного управления. При этом он зареко­мендовал себя человеком большого ума и замечательного характера, прекрасно разбиравшимся во всех вопросах цер­ковно-государственной жизни.

1 июля 1860 года преосвященный Исидор был назначен митрополитом Новгородским. Санкт-Петербургским и Финляндским, а также первым чле­ном Святейшего Синода.

Новое высокое назначение не обра­довало митрополита Исидора, так как он хотел остаток дней своих провести в мирной Киевской обители, но свое назначение святитель принял с покор­ностью, повинуясь воле Божией.

 Первые шаги митрополита Исидо­ра на новом поприще были освящены участием его в открытии святых мо­щей святителя Тихона Задонского в 1861 году.

Обширную и, разнообразную дея­тельность вел митрополит Исидор в период своего 32-летнего управления Санкт-Петербургской митрополией. Он принимал участие во всех выдаю­щихся церковных событиях тогдашне­го времени.

Под его руководством и при его не­посредственном участии был осуще­ствлен перевод Священного Писания на русский язык. За этот многолетний труд митрополит Исидор был награж­ден митрою, украшенной драгоценны­ми камнями.

 Для своей епархии он был заботли­вым отцом, входившим во все нужды духовенства, а также покровителем беззащитных вдов и сирот.Апостол Японии Николай (Касаткин) до конца своих дней почитал и с любовью вспоминал митрополита
Исидора как своего учителя  и благодетеля.  

Апостол Японии Николай (Касаткин) до конца своих дней почитал и с любовью вспоминал митрополита Исидора как своего учителя и благодетеля.

В 1869 году преосвященный создал Александро-Невский дом для призре­ния бедных духовного звания.

Кроме занятий по епархии и в Свя­тейшем Синоде митрополит Исидор вел обширную благотворительную дея­тельность.

В 1870 году назрела необходимость открытия миссии в Японии, начальником миссии был назначен иеромонах Николай (Касаткин).

Забота о укомплектованности поручалась митрополиту Исидору.

В письме от 16 июня 1872 года архимандрит Николай писал ему, что «упование миссии покоится на отеческой заботливости и мудрости Вашего Высокопреосвященства. Ваши волю и выбор мы примем за волю и выбор Божий».

Трудами Апостола Японии  Николая (Касаткина) и заботами митрополита Исидора проросли, созрели и принесли обильные плоды

семена православия на Японских островах|1|.

В то время деятельным помощником уже престарелого митр. Исидора был епископ Старорусский Владимир (Богоявленский) будущий священномученик|7|.

Одновременно с устройством Японской церкви митрополит Исидор принимал, но только не такое активное участие в организации Абиссинской миссии, которой к сожалению , не суждено было укрепится  и сделать полезное дело, положив начало возвращению Абиссинцев в лоно Православной Церкви.

В 1872 году он был удостоен еще одной награды — ордена святого апос­тола Андрея Первозванного.

11 ноября 1884 года с особой тор­жественностью был отмечен пяти­десятилетний юбилей епископства высокопреосвященного митрополита Исидора. Ему был оказан ряд почес­тей за его долголетний и плодотвор­ный труд.

С весны 1892 года здоровье его зна­чительно пошатнулось. Резкое ухуд­шение здоровья произошло с 6 на сентября.

Утром 7 сентября он приобщился Святых Таин. К вечеру митрополит со­вершенно ослаб, хотя находился в пол­ном сознании и в 9 часов вечера еще разговаривал с окружающими и отсы­лал их в церковь. Около 10 часов вече­ра преосвященный Исидор скончался.

 11 сентября в Исидоровской церк­ви при большом стечении народа было совершено отпевание.

Митрополит Исидор был замеча­тельный человек своего времени, про­живший большую и плодотворную жизнь. Более ста епископов восприня­ли рукоположение от прославленного архипастыря. Он был образцом крото­сти для подчиненных и добрым на­ставником пасомых. Преосвященный Исидор состоял членом (почетным или действительным) многих ученых обществ: Копенгагенского северного общества древностей, Императорского русского географического. Киевской Академической конференции, Мос­ковской Академической конференции, Санкт-Петербургского университета, Медико-хирургической академии и других.

Митрополит Исидор был известен не только у себя на родине, но и во многих других странах.

 Источники


 1. Высокопреосвященнейший  Исидор, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский (1799-1892) – Нижний Новгород: Издательский отдел Нижегородской епархии; 2010-176 с.

2. Митрополит Мануил (Лемешевский). РУССКИЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ИЕРАРХИ.ТОМ II. – М.: Изд-во Сретенского монастыря – 173 с.

3. Гатуев А. Христианство в Осетии// Владикавказские епархиальные ведомости.- Владикавказ, 1896. - №13 – 203 с.

4. Кавказ и Российская империя: проекты, идеи, иллюзии и реальность. Начало XIX – начало XX вв.- СПб.: Издательство журнала «Звезда», 2005.-406 с.

5. Лилов А. Деятельность Общества восстановления православного христианства на   Кавказе за 1860-1870 гг.-Б.м., б.г.- С. 96.

6. О действиях высочайше утвержденного Общества. – СПб., 1862.- 11 с.

7. www.pravenc.ru