Правила устройства духовной жизни мусульман в казачьих войсках России 1855 г.
Наряду со славянским православным большинством в состав казачьих войск Российской империи входили представители других этносов и конфессий, в том числе мусульмане — горцы Кавказа, татары, башкиры, казахи и т. д. Задача контроля русской властью устройства духовной и иных сторон жизни российских воинов «магометанского закона» особо усложнилась в годы Крымской войны 1853—1856 гг., в которой одной из противниц была крупнейшая мусульманская держава того времени — Турция. Одно из законодательных решений, подготовленных в последние дни царствования скончавшегося 18 февраля 1855 г. императора Николая I, было специально посвящено регулированию религиозного быта российских «магометан казачьего сословия». Рукописный текст данного документа дошел до нас в составе дела «О магометанском духовенстве в казачьих войсках» (1854—1855 гг.), хранящегося в Российском государственном военно-историческом архиве.
По российскому законодательству для создания прихода требовалось наличие не менее двухсот мусульман мужского пола, штат служителей соборной (пятничной) мечети мог включать в себя три лица (имам — руководитель общей молитвой, хатиб — проповедник и муэдзин — служка, призывающий верующих на молитву), при обычной (пятивременной) мечети могли состоять два лица — имам и муэдзин.
Инициатором рассмотрения вопроса о регулировании деятельности магометанского духовенства в казачьих войсках империи выступил тогдашний генерал-губернатор Западной Сибири командир Отдельного Сибирского корпуса генерал Г. X. Гасфорд. По его представлению ранее, в 1853 г., были приняты специальные Правила о магометанском духовенстве в Тобольском конном казачьем полку (РГВИА. Ф. 1. On. 1. Д. 21142). См.: Арапов Д. Ю. Правила устройства духовной жизни татар-мусульман в Тобольском конном полку (1853 г.) // Тюркские народы. Тобольск—Омск, 2002.
Оренбургское магометанское духовное собрание (осн. в 1788 г.) ведало делами мусульман центральных и восточных районов Европейской России , и Сибири, Таврическое магометанское духовное правление (осн. в 1831 г.) — делами мусульман Крыма и западных губерний.
Таблица, которая была включена в дело, характеризовала состояние мусульман-казаков и причисленных к казачьему сословию на 1853 г. (РГВИА. Ф. 1. On. 1. Д. 21872. Л. 26 об.).
Войско и часть |
Магометан |
Мечетей |
Духовных лиц |
Донское |
318 |
2 |
3 |
Кавказское |
1959 |
7 |
10 |
Черноморское |
757 |
4 |
6 |
Уральское |
3407 |
14 |
24 |
Оренбургское |
5650 |
28 |
47 |
Сибирское |
261 |
2 |
— |
Тобольский батальон и Тобольский конный полк |
6247 |
57 |
79 |
ИТОГО |
18 599 |
114 |
169 |
Военный Совет Февраля 12 дня 1855 года № 114
В Департамент Военных Поселений
Выписка из Журнала Военного Совета
19 января 1855 года
Слушано представление Департамента Военных Поселений за № 400 о дозволении:
1. В казачьих войсках, где есть магометане казачьего сословия, как-то: Донском, Черноморском, Кавказском линейном, Уральском, Оренбургском, Сибирском линейном и Тобольском конном казачьем полку, в отношении числа мечетей сообразно народонаселению и числа духовных лиц при мечетях руководствоваться общими правилами (Высочайше утвержденное 9 декабря 1835 года мнение Государственного Совета), вменив Войсковым Начальствам в обязанность наблюдать, чтобы число мечетей и духовенства при них не превышало установленного по закону2 и чтобы излишние мечети, где таковые окажутся, были закрываемы и малонаселенные магометанские селения или вообще малочисленные приходы соединяемы были в один приход, если не будет представлять затруднений отдаленность расстояний.
2. Избрание и утверждение духовных лиц к мечетям производить в следующем порядке:
а) Избрание производить в присутствии Станичных Начальников, по крайней мере двумя третями принадлежащих к приходу мечети казаков магометан как из лиц казачьего сословия, так и из непринадлежащих к оному; б) приговор общества, подписанный всеми избирающими лицами и засвидетельствованный Станичными Начальниками, представлять чрез Окружное Начальство или Полковое Правление на рассмотрение Войскового Правления, которое, в случае неимения со своей стороны препятствия, представляет об утверждении избранного — в Донском войске — Наказному Атаману, в Кавказском линейном и Черноморском — Командующему войсками на Кавказской линии и в Черномории, в Оренбургском и Уральском — Командиру Отдельного Оренбургского корпуса, а в Сибирском линейном войске — Командиру Отдельного Сибирского корпуса; в Тобольском же казачьем конном полку об утверждении избранного представлять Корпусному Командиру чрез Полковое Правление; в) избранных лиц предварительно утверждения в должностях, подвергать испытанию, по Донскому, Черноморско му и Кавказскому линейному войскам — в Таврическом Магометанском Духовном Правлении, а по прочим войскам — в Оренбургском Магометанском Правлении.
3. Избранных и утвержденных таким образом в духовных должностях лиц, если принадлежат казачьему сословию, освобождать от командировки на службу, как военную, так и внутреннюю, по войску, пока состоять будут в сих должностях.
Военный Совет, соглашаясь с заключением Общего Присутствия Департамента, положил: дело это внести установленным порядком на рассмотрение Государственного Совета.
Подписал: В должности вице-директора Устрялов.
Beрно:
РГВИА. Ф. 1 «Канцелярия Военного министерства». On. 1. Д. 21872. Л. 35—36
Источник
Императорская Россия и мусульманский мир (конец XVIII — начало XX в.): Сборник материалов. — Сост. и авт. вступ. ст., предисл. и коммент. Д. Ю. Арапов. — М.: Наталис. — 2006. — 480 с.