Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Мусульмане - казаки

Опубликовано 19.04.2023

Правила устройства духовной жизни мусульман в казачьих войсках России 1855 г.

Наряду со славянским православным большинством в состав казачьих войск Российской империи входили представители других этносов и конфессий, в том числе мусульмане — горцы Кавказа, татары, башкиры, казахи и т. д. Задача контроля русской властью устройства духовной и иных сторон жизни российских воинов «магометанского закона» особо усложнилась в годы Крымской войны 1853—1856 гг., в которой одной из противниц была крупнейшая мусульманская держава того времени — Турция. Одно из законодательных решений, подготов­ленных в последние дни царствования скончавшегося 18 февраля 1855 г. императора Николая I, было специально посвящено регули­рованию религиозного быта российских «магометан казачьего сословия». Рукописный текст данного документа дошел до нас в со­ставе дела «О магометанском духовенстве в казачьих войсках» (1854—1855 гг.), хранящегося в Российском государственном воен­но-историческом архиве.

По российскому законодательству для создания прихода требовалось на­личие не менее двухсот мусульман мужского пола, штат служителей соборной (пятничной) мечети мог включать в себя три лица (имам — руководитель общей молитвой, хатиб — проповедник и муэдзин — служка, призывающий веру­ющих на молитву), при обычной (пятивременной) мечети могли состоять два лица — имам и муэдзин.

Инициатором рассмотрения вопроса о регулировании деятельности магометанского духовенства в казачьих войсках империи выступил тогдашний генерал-губернатор Западной Сибири командир Отдельного Сибирского кор­пуса генерал Г. X. Гасфорд. По его представлению ранее, в 1853 г., были приня­ты специальные Правила о магометанском духовенстве в Тобольском конном казачьем полку (РГВИА. Ф. 1. On. 1. Д. 21142). См.: Арапов Д. Ю. Правила устройства духовной жизни татар-мусульман в Тобольском конном полку (1853 г.) // Тюркские народы. Тобольск—Омск, 2002.

Оренбургское магометанское духовное собрание (осн. в 1788 г.) ведало делами мусульман центральных и восточных районов Европейской России , и Сибири, Таврическое магометанское духовное правление (осн. в 1831 г.) — делами мусульман Крыма и западных губерний. 

Таблица, которая была включена в дело, ха­рактеризовала состояние мусульман-казаков и причисленных к казачьему сословию на 1853 г. (РГВИА. Ф. 1. On. 1. Д. 21872. Л. 26 об.).

 Войско и часть

 Магометан

 Мечетей

 Духовных лиц

 Донское

 318

 2

 3

 Кавказское

 1959

 7

 10

 Черноморское

 757

 4

 6

 Уральское

 3407

 14

 24

 Оренбургское

 5650

 28

 47

 Сибирское

 261

 2

 —

 Тобольский батальон и  Тобольский   конный полк

 6247

 57

 79

 ИТОГО

 18 599

 114

 169

  

Военный Совет Февраля 12 дня 1855 года № 114

В Департамент Военных Поселений

Выписка из Журнала Военного Совета

19 января 1855 года 

Слушано представление Департамента Военных Поселений за № 400 о дозволении:

1. В казачьих войсках, где есть магометане казачьего сословия, как-то: Донском, Черноморском, Кавказском линейном, Уральском, Оренбургском, Сибирском линейном и Тобольском конном казачьем полку, в отношении числа мечетей сообразно народонаселению и числа духовных лиц при мечетях руководствоваться общими правила­ми (Высочайше утвержденное 9 декабря 1835 года мнение Государст­венного Совета), вменив Войсковым Начальствам в обязанность на­блюдать, чтобы число мечетей и духовенства при них не превышало установленного по закону2 и чтобы излишние мечети, где таковые ока­жутся, были закрываемы и малонаселенные магометанские селения или вообще малочисленные приходы соединяемы были в один приход, если не будет представлять затруднений отдаленность расстояний.

2. Избрание и утверждение духовных лиц к мечетям произво­дить в следующем порядке:

а) Избрание производить в присутствии Станичных Начальни­ков, по крайней мере двумя третями принадлежащих к приходу мечети казаков магометан как из лиц казачьего сословия, так и из непринадлежащих к оному; б) приговор общества, подписанный всеми избирающими лицами и засвидетельствованный Станичными Начальниками, представлять чрез Окружное Начальство или Пол­ковое Правление на рассмотрение Войскового Правления, которое, в случае неимения со своей стороны препятствия, представляет об утверждении избранного — в Донском войске — Наказному Атама­ну, в Кавказском линейном и Черноморском — Командующему войсками на Кавказской линии и в Черномории, в Оренбургском и Уральском — Командиру Отдельного Оренбургского корпуса, а в Сибирском линейном войске — Командиру Отдельного Сибир­ского корпуса; в Тобольском же казачьем конном полку об утверж­дении избранного представлять Корпусному Командиру чрез Пол­ковое Правление; в) избранных лиц предварительно утверждения в должностях, подвергать испытанию, по Донскому, Черноморско му и Кавказскому линейному войскам — в Таврическом Магометан­ском Духовном Правлении, а по прочим войскам — в Оренбургском Магометанском Правлении. 

3. Избранных и утвержденных таким образом в духовных долж­ностях лиц, если принадлежат казачьему сословию, освобождать от командировки на службу, как военную, так и внутреннюю, по войску, пока состоять будут в сих должностях.

Военный  Совет, соглашаясь с заключением Общего Присутст­вия  Департамента, положил: дело это внести установленным поряд­ком на рассмотрение Государственного Совета.

Подписал:  В должности вице-директора Устрялов.

Beрно:

РГВИА. Ф. 1 «Канцелярия Военного министерства». On. 1. Д. 21872. Л. 35—36

 Источник


Императорская Россия и мусульманский мир (конец XVIII — начало XX в.): Сборник материалов. — Сост. и авт. вступ. ст., предисл. и коммент. Д. Ю. Арапов. — М.: Наталис. — 2006. — 480 с.