Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Николай Гумилев

Опубликовано 16.04.2023

И мечтаю я, чтоб сказали                                                           
О России, стране равнин:                                                              
Вот страна прекраснейших женщин                                                                                                                                                                  И отважнейших мужчин. 

Николай Степанович Гумилев (1886-1921) родился в Кронштадте 3 (15) апреля 1886 года  или все-таки 3 (16) ? 

С 1800 по 1900 год разница между юлианским и григорианским календарями была 12 дней (+12),  все сходится, событие произошло между этими датами, значит 3+12=15 апреля.

Казалось, бы, всё просто, но в то время не было нужды переводить даты на новый стиль, а значит нет смысла привязывать событие к правилам той эпохи.

С 1900 по 2100 разница в 13 дней (+13). В Советской России «европейский» календарь был введен правительством Ленина с 1 февраля 1918 года, которое стало считаться 14 февраля «по новому стилю». Однако в церковной жизни никаких изменений не произошло: Русская Православная Церковь продолжает жить по тому же самому юлианскому календарю, по которому жили апостолы и святые отцы.

 И сегодня Церковь  при переводе дат праздников и памятных дней на новый стиль руководствуется текущим правилом пересчета (+13),в православных странах при датировании того или иного события уделяется внимание не только  числу месяца, но и обозначению этого дня в церковном календаре (празднику, памяти святого).  Так, например, Александр Васильевич Суворов родился 13 ноября по старому стилю; с 1700 по 1800 разница 11 дней,  соответственно 13+11=24 ноября, но в биографии уточняется - в день св. Иоанна Златоуста. Церковь сегодня отмечает этот праздник 26 ноября по новому стилю (+13).

Так, что, наверное правильнее все же 16 апреля 3+13=16.

 Отец его, Степан (Стефан) Яковлевич, - врачом в военном флоте, a мать, Анна Ивановна, урожденная Львова, из старинного дворянского рода. Детство провел в Царском Селе, в гимназии учился в Петербурге и Тифлисе.

 В 1903 году семья Гумилевых вернулась в Царское Село и поэт поступил в гимназию, директором которой был И.Ф. Анненский. Учился Гумилев неважно, в седьмом классе пробыл два года, но выпускные экзамены сдал в 20 лет и получил аттестат об окончании Николаевской царcкосельской гимназии.

В октябре 1905 вышел в свет первый сборник стихов Гумилёва «Путь конквистадоров», изданный на средства родителей.

В 1906 окончил гимназию и отправился в Париж, где поступил в Сорбонну. В Париже начал издавать литературный журнал «Сириус». Вышло всего три номера; основные авторы – сам Гумилёв и молодая поэтесса Анна Горенко (Ахматова).

Вернувшись в Россию, поселился в Царском Селе, был зачислен в Петербургский университет. Учился на юридическом, затем на историко-филологическом факультетах, но курса не кончил.

В 1907 совершил в своё первое путешествие в Африку. Весной 1910  осенью вновь отправился в Африку.

Известное произведение Гумилёва «Капитаны» издается в рамках книги 1910 года «Жемчуга». В апреле этого же года венчается с  Ахматовой, в 1912 году у них рождается сын (будущий выдающийся историк-этнолог, археолог, востоковед, писатель, переводчик - Лев Николаевич Гумилев).  
В 1911 вместе с С. Городецким организовал «Цех поэтов», где зародилось новое литературное направление – акмеизм.

Сразу после начала Первой мировой войны Гумилёв пошёл добровольцем на фронт, зачисляется в лейб-гвардии уланский полк. К началу 1915 был уже награжден двумя Георгиевскими крестами, в марте 1916 произведен в прапорщики, переведен в 5-й гусарский Александрийский полк. В апреле 1917 г. из штаба полка пришло сообщение о награждении прапорщика Гумилёва орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом, но поэт не успел его получить.

В мае 1917 его отправили в командировку на Салоникский фронт, но Гумилёв не попал туда и был оставлен в Париже. В 1918 перебрался в Лондон, оттуда вернулся в Россию.

Занялся переводами и преподавательской деятельностью, много печатался, работал в издательстве «Всемирная литература», руководил Петроградским отделением Союза поэтов.

Расстрелян в августе 1921 г., как причастный  к контр­революционному заговору, вина Н. С. Гумилева состояла в том, что он «не донес органам Советской власти, что ему предлагали вступить в за­говорщицкую офицерскую организацию», от чего он категориче­ски отказался. Других обвинительных материалов, которые изоб­личали бы Гумилева в участии  антисоветской деятельности нет. 

***
Я в лес бежал из городов, В пустыню от людей бежал... Теперь молиться я готов, Рыдать, как прежде не рыдал. Вот я один с самим собой... Пора, пора мне отдохнуть: Свет беспощадный, свет слепой Мой выел мозг, мне выжег грудь, Я страшный грешник, я злодей: Мне Бог бороться силы дал, Любил я правду и людей; Но растоптал свой идеал... Я мог бороться, но, как раб, Позорно струсив, отступил И, говоря: "увы, я слаб!", Свои стремленья задавил... Я страшный грешник, я злодей... Прости, Господь, прости меня, Душе измученной моей Прости, раскаянье ценя!.. Есть люди с пламенной душой, Есть люди с жаждою добра, Ты им вручи свой стяг святой, Их манит, их влечет борьба.
Меня ж, Господь, прости, прости.
Прошу я милости одной;
Больную душу отпусти
На незаслуженный покой.

1902

 

НАСТУПЛЕНИЕ 

Та страна, что могла быть раем,
Стала логовищем огня.
Мы четвертый день наступаем,
Мы не ели четыре дня.

Но не надо яства земного
В этот страшный и светлый час,
Оттого, что Господне слово
Лучше хлеба питает нас.

И залитые кровью недели
Ослепительны и легки.
Надо мною рвутся шрапнели,
Птиц быстрей взлетают клинки.

Я кричу, и мой голос дикий.
Это медь ударяет в медь.
Я, носитель мысли великой,
Не могу, не могу умереть.

Словно молоты громовые
Или волны гневных морей,
Золотое сердце России
Мерно бьется в груди моей.

И так сладко рядить Победу,
Словно девушку, в жемчуга,
Проходя по дымному следу
Отступающего врага.
<1914>

ВОЙНА              

Как собака на цепи тяжелой,
Тявкает за лесом пулемет,
И жужжат шрапнели, словно пчелы,
Собирая ярко-красный мед.

А «ура» вдали — как будто пенье
Трудный день окончивших жнецов.
Скажешь: это — мирное селенье
В самый благостный из вечеров.

И воистину светло и свято
Дело величавое войны.
Серафимы, ясны и крылаты,
За плечами воинов видны.

Тружеников, медленно идущих,
На полях, омоченных в крови,
Подвиг сеющих и славу жнущих,
Ныне, Господи, благослови.

Как у тех, что гнутся над сохою,
Как у тех, что молят и скорбят,
Их сердца горят перед Тобою,
Восковыми свечками горят.

Но тому, о Господи, и силы
И победы царский час даруй,
Кто поверженному скажет: «Милый,
Вот, прими мой братский поцелуй!»

<1914>

 

Из АБИССИНИИ
..Есть музей этнографии в городе этом
Над широкой, как Нил, многоводной Невой,
В час, когда я устану быть только поэтом,
Ничего не найду я желанней его.

Я хожу туда трогать дикарские вещи,
Что когда-то я сам издалёка привез,
Чуять запах их странный, родной и зловещий,
Запах ладана, шерсти звериной и роз.

И я вижу, как знойное солнце пылает,
Леопард, изогнувшись, ползет на врага,
И как в хижине дымной меня поджидает
Для веселой охоты мой старый слуга.

<1918, 1921>