Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Схиархимандрит Макарий (Сушкин)

Опубликовано 02.07.2023

Схиархимандрит Макарий (Сушкин) 17/30 октября  1820  - 19 июня / 2 июля 1889.

Святая Гора Афон в Греции для жителей Тулы второй половины XIX века – это не только величайшая православная обитель с мудрыми старцами, известными всему миру. Туляки на протяжении долгих лет называли Афон «нашим».

Знакомые с настоятелем монастыря Михаилом Сушкиным – отцом Макарием не скупились на пожертвования. Великолепные храмы на территории монастыря, издательский центр и многое другое, что сегодня поражает паломников, были отреставрированы или построены заново, в том числе и на средства тульских купцов, мещан и дворян. 

Михаил Иванович Сушкин родился 17 октября 1820 года в Туле, в купеческой семье. Молитвословие родильнице читал и младенца имя рек священник Баженов. Крещен младенец 18 октября. Крещение совершали: священник Василий Баженов, дьякон Емельян Гастев, дьячок Терентий Феодоров, пономарь Павел Лукин. Восприемниками были мещанин Петр Петров Сушкин и мещанская вдова Авдотья Яковлева Сушкина» |1|. Его отец Иван Денисович слыл богатейшим человеком нашего города. Сушкины занимались торговлей и держали воскобельный завод. Патоку и вощину Сушкины скупали на ярмарках по всей России, чистый мед продавали в Москву, а выбеленный воск доставляли в Санкт-Петербургск и отравляли на экспорт. Еще дед М. И. Сушкина Денис (Дионисий) Осипович основал Торговый дом братьев Сушкиных, агенты которого работали на ярмарках от Сибири до Польши. К началу 1830-х годов Сушкины сумели потеснить других тульских купцов, став, по сути, экспортерами-монополистами.  

Михаила Сушкина ждала привычная купеческая жизнь: торговые дела, поездки на ярмарки, щегольство на балах...  Единственное, чем отличался Михаил от своих сверстников, он избегал вопросов о женитьбе, и все чаще беседовал с матерью Феодосьей Петровной, очень набожной женщиной, на духовные темы. Вместе с матерью Михаил ездил в Киев к святым местам. 

В 1850 году Иван Денисович заявил, что Михаилу пора жениться. Тот попросил отсрочку на год и сказал, что хочет отправиться с группой молодых старооскольских купцов, с которыми он познакомился на ярмарке, в паломничество в Иерусалим и в Афон. Ивану Денисовичу от жены было известно о духовных исканиях сына, но благословляя его на поездку по святым местам, он настоятельно требовал в скором времени вернуться домой к делам.  

Путешествие Михаила Сушкина растянулось на целый год, в письмах домой он с упоением рассказывал о посещенных святынях, все чаще намекая, что ему по душе монашеский образ жизни. Осенью 1851 года Михаил Сушкин с товарищами оказался на Святой Горе в Греции. В первом же разговоре с духовником обители отцом Иеронимом Сушкин признался, что хочет принять постриг. В монастыре это решение молодого русского приняли настороженно. Все очень опасались гнева отца, миллионера Сушкина, имевшего вес в деловых и властных кругах России. Как признавался сам о. Иероним, «отец мог обвинять нас в том, что мы кой-как поспешили постричь сына в надежде на богатый вклад. Мы не желали иметь в России такую худую славу и повредить тем обители».  

9 ноября 1851 года, через шесть дней после прибытия на Афон, Михаил написал матери в Тулу слезное письмо, с просьбой убедить отца дать ему благословение на постриг, и тут же слег в лихорадке. Его состояние казалось настолько безнадежным, что умирающего послушника, полагая, что исполняют последнюю волю умирающего человека, постригли в схимонашество  и нарекли Макарием.
Это произошло 27 ноября 1851 года, через 24 дня после прибытия в монастырь. И тут случилось первое чудо. Макарий Сушкин не только выжил, но и скоро пошел на поправку, написав домой радостное письмо о самом важном событии в его жизни. Это известие наделало большой переполох в доме тульского градоначальника. Иван Денисович полгода не писал сыну, выражая тем самым свое недовольство. О постриге Михаила никому в Туле не говорили, боясь кривотолков.  

Иван Денисович сменил гнев на милость, когда в Тулу с Афона вернулся их крепостной Евграф, сопровождавший Михаила в паломничестве. Слова реального очевидца пострига и чудесного исцеления убедили в искренности поступка сына. Слугу Евграфа, как и просил в письме теперь уже отец Макарий Сушкин, освободили от крепостной зависимости, выдали мирской костюм и дали в награду 500 рублей.  

С весны 1852 года и до самой смерти в середине 1860-х годов Иван Денисович Сушкин всемерно помогал Афонскому монастырю, выполняя просьбы сына, которые он излагал в письмах к матери: «Здесь строятся храм Покрова Пресвятая Богородицы и, по необходимости, для русской братий келии. Уже много русских, а монастырь имеет долгу 60 тысяч рублей, поэтому я и припадаю к стопам ног ваших, хотя не вдруг, попросите батюшку в хорошее время и в тихий час». Эта просьба была исполнена, и через несколько месяцев Макарий Сушкин в письме благодарит мать за помощь.  

На средства И. Д. Сушкина в русском монастыре на Афоне была построена также больница с храмом. На его же деньги покупались церковная утварь и многое другое. Из-за преклонных лет Иван Денисович не смог лично посетить Афон, но в гостях у брата здесь часто бывали его братья старший Василий и младший Петр., о.Макарий неоднократно обременял его просьбами о помощи бедным тулякам, которые писали в обитель на Афон. Так, в 1853 году по просьбе сына Иван Денисович открыл в Туле один из первых странноприимных домов (дом для приюта странников, бездомных и бродяг) в Павшинской слободе. Молодой монах, озабоченный делами обители и образец духовности, быстро снискал уважение в монастыре.  

22 февраля 1853 года отца Макария рукоположили во диакона, 3 июня 1856 года он стал иеромонахом. А 20 июля 1875 года отец Макарий был торжественно избран игyменом Пантелеимонова монастыря, став первым русским настоятелем православной обители на Святой Горе.  

При отце Макарии монастырь на Афоне полностью преобразился, были построены новые храмы и кельи, открыт издательский центр. По его инициативе был основан Ново-Афонский монастырь на Кавказе и школа для абхазских детей, построены подворья Пантелеймоновского монастыря в Константинополе, Одессе, Анапе, Новороссийске, Сухуме, Москве и Петербурге |2|.

Ежегодно через русские афонские подворья в Одессе, где проходил сбор паломников, в Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь приезжало до 30 тысяч человек. Все они находили приют в монастыре, размещались в странноприимном доме (архондарике) и получали бесплатное питание. Благочестивые русские христиане, конечно же, не оставались в долгу, делая щедрые пожертвования на нужды монастыря и тем самым материально обеспечивая его полноценное функционирование. 

Для обеспечения удобного и доступного совершения русскими людьми паломничества на Афон Свято-Пантелеимоновым монастырем были открыты собственные представительства (подворья) в России и Константинополе, собственные гостиницы для паломников и даже приобретены собственные пароходы, которые круглогодично, раз в месяц, организованно доставляли паломников из России на Афон |3|.

19 июня (2 июля – н.ст.)  1889 года после совершения  своей последней ранней Литургии отец Макарий мирно отошел ко Господу. 

Печальные редкие удары колокола возвестили монастырю и окрестностям о кончине великого деятеля на благо русского монашества на Святой Горе Афон.

На четвертый день после смерти, 23 июня / 6 июля, при разборе бумаг в келье найдено было написанное собственноручно завещание отца Макария. Оно было прочитано в присутствии всей братии обители.

Завещание имеет следующее содержание:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Возлюбленные о Господе Отцы и Братья!

Последнее слово мое вещаю вам ныне, в он же день Господь судил мне оставить временную сию жизнь и перейти в вечность. Но, чада мои, присно мне возлюбленные, прежде нежели душа моя предстанет на страшное и нелицеприятное судилище Христово, прошу и молю вас коленопреклонно, простите меня за все мои ошибки и недостатки, равно как и я всех вас прощаю и разрешаю, и вознесите ныне наипаче горячие сыновние ваши мольбы ко Господу, да обрящу я милость у Него. Ибо хотя я при помощи Божьей старался всегда исполнять должность свою по силе своей, возлагая всю надежду свою на Восполняющего недостающее и Изводящего честное от недостойного, но при всем том вполне сознаю, что далеко не соответствовал тяжелой и неудобоносимой своей обязанности и великому моему предместнику — старцу блаженной памяти отцу Иерониму. Кроме же того, если и праведник, по словам Св. Писания, едва спасется, — то где аз грешный явлюсь? И если человек не прав пред Судом Божьим, аще и един день токмо жития его был на земле, — то что я могу сказать о себе, имев в жизни моей не един день, но десятки лет и исполнен быв многих забот?

Помяните ныне, возлюбленные мои чада, оные мои попечения и многие скорби, которые я имел ради вашего блага и спасения, покройте мои великие недостатки вашей любовью и восполните недостающее во мне вашим собственным тщанием, что будет достойно вашего священного звания. Да, ради вашей любви ко мне, помилует и примет меня Господь. Молю убо Вас всех и каждого: ныне более всего нуждаюсь в молитвенной вашей мне помощи. Не оставляйте и не забывайте меня вашими теплыми о мне молитвами, да не отринет единодушную вашу любовь Бог Любви, но и мне отраду и милость сотворит и вам щедротами Своими воздаст за благоприятную пред Ним сыновнюю вашу любовь.

Ради собственного вашего блага прошу и убеждаю вас исполнять поминовение имен благодетельских, чтобы синодики, заведенные в обители, неопустительно читались как положено. Ибо оставление или небрежение относительно сего нашего долга весьма ответственно для нас пред Господом. Будем помнить милость благодетелей наших и их помощь во время нужд обители, ибо их благочестивое благотворение поддерживает и восполняет наши нужды, особенно в тяжелые для обители времена. Сие нам никогда забывать не должно, и необходимо воздавать, как обязались, молитвой за их милость. Судьбы будущие обители неизвестны и заключаются в деснице Божьей. Также памятовать должно, что многие приносят обители свои посильные жертвы часто из последних средств, даже с лишением и ограничением своих нужд. Крайне грешно будет наше неисполнение по отношению к их усердию. Сему долгу-совести внимайте, ибо за это спросится с нас на Суде Божьем.

Как во дни моего с вами земного пребывания многократно просил и увещевал я вас: во имя заповеди Христовой и ради собственной вашей пользы, временной и вечной, храните между собой мир и любовь братскую, и взаимное снисхождение друг ко другу, и общее согласие, и единодушие, избегая всякого нестроения внутреннего и разногласия. О сем ныне, хотя и безгласно, через сие письменное мое к вам увещание и слезное отеческое моление напоминаю, прошу и молю вас: храните мир, любовь и взаимное братское единомыслие; не ищите каждый своего «я» и ради такого богопротивного себялюбия не забывайте вашей общей пользы, общего блага и чести обители и братии. Где мир, любовь — там Бог, а где Бог — там всякое добро. Мир и единодушие составляют твердое ограждение и благоустроение всякого общества. При внутреннем же несогласии падет всякий дом и всякое общество.

Прошу и увещеваю вас, возлюбленные братья, сохраните издревле установленный порядок общежития, постоянного исповедания и открытия своих помыслов и своего сердечного устроения игумену или духовнику и по разрешении приобщайтесь Святых Животворящих Таин, как всегда бывало. Этим поддерживается духовный строй и порядок души каждого в отдельности. Не нарушайте же сего спасительного доброго установления, которое мы здесь наследовали от отцов-предшественников.

Еще мое усердное завещание вам, отцы и братья! Врата обители да не затворяются никогда для нищих и убогих и всякого требующего помощи. Сам Господь засвидетельствовал воочию всех нас, воздавая обильно Своими щедротами обители за незатворение ее врат и милостыню для всех нуждающихся. Сие соблюдайте неизменно, как было, и не ограничивайте вашей милостыни и после меня.

Поручаю вас, как всегда, покрову и заступлению и милости Царицы Небесной, Преблагословенной Матери Господа нашего Иисуса Христа Бога истинного, Ему же со Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение, и благодарение во веки. Аминь.

Игумен Русского св. Пантелеимона монастыря архимандрит Макарий»

Мощи старца Макария покоятся в особой усопохранительнице вместе с честными останками игуменов и почитаемых старцев русской святогорской обители|4|.

 

Источники


1. Государственный архив Тульской области (ГАТО), ф. 256, о. 1, д. 2820, л. 173

2. www.btula.ru

3. afonit.info

4. agionoros.ru