Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Священномученик Сергий (Шеин) "Я ни с кем не борюсь - только с самим собою."

Опубликовано 13.08.2018

Священномученик архимандрит Сергий (в миру Василий Павлович Шеин) общественный и церковный деятель родился 30 декабря 1870 года в деревне Колпна Новосильского уезда Тульской губернии. Во святом Крещении был назван в честь Святителя Василия Великого. Он был десятым ребёнком в семье коллежского секретаря Павла Васильевича Шеина и его супруги Натальи Акимовны. Воспитание юноши было пропитано благодатным духом церковности, сам он незадолго до своей мученической кончины говорил: «Я в Церкви с детства, постоянно около Церкви вращался, с Ней сроднился».

Дворянский род Шеиных - берущий своё начало от Михаила Прушанина, «мужа храбра и честна», выехавшего из Поруссии к святому Великому Князю Александру Невскому (память 30 августа и 23 ноября) — издревле славен в истории нашего государства, украсившись именами многих верных слуг и защитников веры, Самодержавия и Отечества.

В 1893 году Василий Павлович окончил Императорское Училище Правоведения с золотой медалью и последовательно занимал ряд ответственных руководящих должностей, состоял помощником статс-секретаря в Правительствующем Совете|1|.

Сергей Павлович ШеинСергей Павлович Шеин

В 1905 геройски погиб в Цусимском сражении его старший брат Капитан I ранга командир крейсера «Светлана» Сергей Павлович Шеин (08.08.1856–15.05.1905). Крейсер вел неравный бой с японскими кораблями до последнего снаряда, когда все орудия были разбиты и машины  выведены из строя, японцы принялись в упор расстреливать недвижимую «Светлану», экипажу было приказано покинуть корабль.

Сам Сергей Павлович остался на корабле, были открыты кингстоны, несломленная «Светлана» с поднятым флагом уходила под воду, С.П. погиб до того, как крейсер затонул.

Японцы продолжали расстреливать русских моряков на море, а один крейсер своим корпусом на полном ходу давил их, под крики команды «банзай!», так погиб и иеромонах отец Фёдор Хандалеев |2|.

Крейсер "Светлана"Крейсер "Светлана"

В последствии Василий Шеин стал одним из активных членов оргкомитета по сбору средств на постройку храма в память о погибших в Русско-японской войне моряках  («Спас на водах»).

В 1913 году от своей родной Тульской губернии избирается в члены Государственной Думы IV созыва, будучи действительным статским советником. Являясь, как всякий верный русский человек, убеждённым монархистом, в Думе он примыкает к фракции националистов и умеренных правых, уклоняясь, впрочем, от активной политической борьбы и работая в Комиссии по Церковным делам. Общее направление Думы было, безусловно, чуждо Церкви и Самодержавию, но «любящим Бога вся поспешествуют во благое» (Рим. 8:28), и Василий Павлович стремится извлечь максимальную пользу для Церкви в тех обстоятельствах, какие попустил Господь.

В 1917-1918 годах он входит в состав Секретариата Священного Собора Православной Российской Церкви в качестве секретаря. Был последним, приветствовавшим Святейшего Патриарха Тихона на его избрании 21 ноября 1917 года.


Сщмч. Сергий на иконе Новомучеников и Исповедников РоссийскихСщмч. Сергий на иконе Новомучеников и Исповедников РоссийскихВ день памяти святого благоверного Великого Князя Александра Невского (30 августа 1920 года) Василий Павлович принял постриг с именем Сергий в честь преподобного Сергия, игумена Радонежского (в 50 лет, с Государственных постов!). Вскоре он принимает священнический сан и возводится в сан архимандрита, а в апреле 1921 года назначается на должность настоятеля Петроградского Патриаршего Троицкого подворья на Фонтанке. Отец Сергий нёс также должность заместителя председателя Правления Церковного Общества объединённых Петроградских Православных приходов.

Тягота настоятельства усугублялась долгом семейным: на иждивении отца Серия находились две сестры, оставшиеся без службы и средств к существованию, и в нём одном полагавшие свою надежду.

Добросовестно неся крест своего монашества, горя духом, отец Сергий был, по его собственным словам, лишь слабой физической нитью привязан к маловременной земной жизни.

Но враг нашего спасения, изощрившийся в безумных попытках ниспровергнуть Церковь Христову, приступил к внешне иному, не похожему на предыдущий, этапу гонения. С сатанинской убедительностью и ухищрённостью обществу и самим гонимым доказывалось, что они страдают не за Христа. Часто при этом мученики обвинялись в том, что они плохие христиане, богоборцы ставили им в вину отсутствие христианских добродетелей — от смирения до сострадания к ближним. Предпринимались также попытки противопоставить так называемую «общечеловеческую» нравственность нравственности христианской. В это соблазнительное (в том числе и для многих верных) время избежать сетей миродержца мог только смиренный и безукоризненно послушный Церкви христианин. Всякий самонадеянный шаг вправо или влево был гибельным.

3-е клеймо на иконе собора Новомучеников Российских, Сергий (Шеин) второй слева|3|.3-е клеймо на иконе собора Новомучеников Российских, Сергий (Шеин) второй слева|3|.10 июня 1922 года в Петрограде начался «обвинительный процесс по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей». Отцу Сергию, в частности, вменялось в вину членство в Обществе Православных приходов. Вина его усугублялась также «отягчающими обстоятельствами», такими как дворянское происхождение и высшее образование.

Давая показания, отец Сергий был исполнен чувства глубокого внутреннего достоинства, но без малейшего намёка на высокомерие и презрение к тем, кто так этого заслуживал. Своих националистических убеждений он не пытался скрыть. На вопрос о его отношении к злободневным проблемам церковно-общественной жизни отец Сергий совершенно искренне отвечал: «Церковь настолько богата разносторонней духовной жизнью, что можно найти в ней интерес и удовлетворение и вне вопросов церковно-общественной жизни». Один из обвинителей так вспоминал позднее об архимандрите Сергии: «С каким нескрываемым отвращением и в то же время снисходительной жалостью он смотрел и говорил с нами, находящимися в составе суда. Страха смерти, тюрьмы для него, как, впрочем, и для многих из них, не существовало; серьёзный был противник».

 Сокамерником — на Шпалерной улице в доме 

предварительного заключения — отца Сергия был протоиерей Михаил Чельцов, которому он уступил свои более удобные нары, оправдываясь тем, что «монаху не подобает нежиться».

Допрос митрополита ВениаминаДопрос митрополита Вениамина

 В камере они вместе читали акафисты, служили панихиды по умершим близким. Отцу Михаилу домашние передали в камеру VI-й том собрания творении Святителя Иоанна Златоустого (память 13 ноября), но он, отягчённый думами, не смог его читать. Отец Сергий, напротив, утешался чтением Златоустого и беседовал о прочитанном с отцом Михаилом. Перед расставанием отец Сергий исповедался у протоиерея Михаила. В дальнейшем всю свою жизнь отец Михаил благодарил Господа за краткое знакомство с отцом Сергием |4|.

Последние слова отца Сергия, сказанные коммунистическим палачам были: «Я ни с кем не борюсь — только с самим собою».

5 июля был оглашён приговор трибунала, по которому священномученики митрополит Петроградский и Ладожский Вениамин (Казанский) и вместе с ним архимандрит Сергий (Шеин), миряне Юрий Новицкий и Иван Ковшаров приговаривались к расстрелу|5|.

В ночь на 31 июля (13 августа н. ст.) 1922 года они, обритые и одетые в лохмотья, чтобы никто их не узнал, были расстреляны, по некоторым сведениям, на окраине Петрограда на станции Пороховые.

Прославлен новомученик в 1992 году на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви.

 

Источники


1. days.pravoslavie.ru

2. Г.Б. Александровский . Цусимский бой. – М.: ООО «Издательский дом «Вече», 2012 - 320 с.

3. Икона СОБОРА НОВЫХ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ ЗА ХРИСТА ПОСТРАДАВШИХ ЯВЛЕННЫХ И НЕЯВЛЕННЫХ.- М: ПСТБИ, 2000 - 18 с.

4. Протоиерей Михаил Чельцов. Воспоминания "смертника" о пережитом - Издательство имени святителя Игнатия Ставропольского , 1995 – 159 с.

5. "Дело" митрополита Вениамина. - М.: Студия "ТРИТЭ"-"Российский Архив", 1991- 95 с.