9 августа 1942 года в зале Ленинградской филармонии состоялось исполнение Седьмой («Ленинградской») симфонии Дмитрия Шостаковича.
Композитор начал писать симфонию в первые недели Великой Отечественной войны. Он работал над произведением с необычайным творческим подъёмом, хотя писать получалось урывками. Вместе с другими ленинградцами Шостакович работал на строительстве противотанковых укреплений, по ночам дежурил на чердаках и крышах домов и тушил зажигательные бомбы. Уже к концу сентября 1941 года были написаны три части симфонии.
В октябре 1941 года он вместе с двумя детьми был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Куйбышев. В эвакуации композитор продолжил работу над произведением, которую закончил в декабре.
5 марта 1942 года в Куйбышеве на сцене Театра оперы и балета состоялась премьера Седьмой симфонии. Её исполнил оркестр Большого театра под руководством Самуила Самосуда.
Инициатором и организатором исполнения симфонии в осаждённом Ленинграде был главный дирижёр Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета Карл Элиасберг. В июле 1942 года партитура на самолёте была доставлена в Ленинград и начались репетиции.
9 августа 1942 года, в день, который ранее был объявлен немецким командованием датой вступления в Ленинград, в филармонии состоялось исполнение Седьмой симфонии.Концерт прошел, по словам дирижера, «при совершенно переполненном зале». Его безопасность обеспечивал огонь советской артиллерии.
Исполнение симфонии также транслировался по радио и громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска.
Много позже, двое туристов из ГДР, разыскавшие Элиасберга, признались ему: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…».
Седьмая («Ленинградская») симфония Дмитрия Шостаковича по праву считается не только одним из важнейших художественных произведений отечественной культуры XX века, но и музыкальным символом блокады Ленинграда.