Преподобный Макарий Жабынский, Белевский чудотворец родился в XVI веке, в царствование Иоанна Грозного. О его рождении, жизни в миру, а также о месте первоначальных иноческих подвигов сведений не сохранилось. Монашеский постриг он принял в ранней молодости и, очевидно, большую часть своей подвижнической жизни провел в Жабынской Введенской пустыни. Пустынь была основана старцем Онуфрием в 1585 году, в пяти верстах от г. Белева Тульской губернии, при впадении речки Жабынки в Оку.
Существует мнение, что старец Онуфрий и преподобный Макарий - одно и то же лицо: Онуфрий - имя преподобного Макария до принятия схимы. В начале XVII столетия г. Белев и его окрестности неоднократно подвергались разорению от поляков, вторгшихся тогда в пределы России. В 1615 году Жабынская пустынь была разрушена войском пана Лисовского - на ее месте остались развалины|1|.
По другим источникам обитель, как и Оптина пустынь была разорена литовцами в 1614 году, полагают, что терпениям и трудам Макария принадлежало восстановление разоренной Оптиной пустыни, которая некоторое время называлась Макариевою |2|.
Преподобному Макарий, после ухода захватчиков вернулся на пепелище родной обители и принялся за ее восстановление. Прежде всего он построил церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Как гласит синодик Жабынской пустыни, преподобный Макарий «... монастырь возгради, братию собра...», то есть после восстановления обители стал первым ее игуменом.
Для братии преподобный Макарий был не только мудрым наставником, но и любимым аввою, который назидал и словом, и примером терпеливой, истинно подвижнической жизни. Об аскетических подвигах преподобного Макария в синодике говорится: «.. в терпении иночески плотию стражда, мраз, зной во алчбе и жажде претерпе...». Описатель жития святого, желая отметить высоту духовного совершенства угодника Божия, говорит, что преподобный Макарий «врага человекоубийцу-диавола под нозе свои покори».
Силу веры преподобного Макария и степень его любви к ближним показывает следующий случай из жизни святого. Однажды преподобный по обычаю ушел в лес для уединенной молитвы. Там он неожиданно увидел умиравшего от жажды польского воина, который, очевидно, отстал от своего отряда и заблудился. Только одно слово мог прошептать ослабевший от долгих блужданий человек: «Пить!» Памятуя заповедь Господа (Мф. 5,44), преподобный Макарий не колебался; уповая на милосердие Божие, он сотворил молитву и ударил посохом по земле. Забил источник воды, напоивший жаждущего|1|.
До монастыря далеко, а по близости нет ни реки, ни ключа, ни колодца|3|.
Говорят, что этот воин затем раскаялся и присоединился к оставшейся в живых братии возрождающегося из руин и пепла монастыря |4|. Существует еще история, что он принял православие|5| и жил в Смоленске.
Позднее на месте источника были построены часовня и две купальни, в которых через омовение многие больные исцелялись.
Незадолго до своей блаженной кончины преподобный Макарий принял схиму и поселился в верховье Жабынки, где в пустынной тишине предался усиленным подвигам поста и молитвы. 22 января 1622 года (по другим источникам, в 1623 году)|6| он мирно преставился ко Господу. Братия погребли честное тело святого наставника около церкви у входа в обитель. На могиле святого происходили многие исцеления|7|.
В 1724 Священный Синод своим указом постановил упразднить пустыни и малые монастыри. Велено было «из Жабынской пустыни, монахов и келии и ограду сломав без остатку перевесть в Белев в Преображенский монастырь, дабы оной Жабынской пустыни звания Жабынскою и Введенским монастырем отнюдь нигде и никогда не упоминалось, а при церкви той пустыни быть белому священнику, оставив ему церковной утвари, риз и книг приличное, без чего пробыть невозможно». Тихону, ставшему к тому времени архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Белеве, удалось сохранить монастырские строения, но пустынь была упразднена. В 1727 она была восстановлена, но в 1774 снова упразднена, в 1776 в который уже раз восстановлена|8|.
В том же 1776 году в Жабынскую пустынь, строения которой еще не были сломаны, пришли иноки сгоревшего Успенского Шаровского монастыря Калужской губернии. С того времени началось постепенное укрепление Жабынской обители.
Церковное почитание преподобного Макария установилось в конце XVII—нач. XVIII в. Из-за неблагоприятных для обители обстоятельств память о преподобном Макарии померкла и чествование его как всероссийского святого прекратилось. Но преподобный Макарий призрел свою обитель и спас ее от запустения .
Промыслительно святыня была защищена от действия революционной комиссии по вскрытию святых мощей 16 марта 1919 года, большевики ничего не нашли|9|.
В 1816 году при копании рвов для закладки новой каменной Никольской церкви на месте прежней, деревянной, были обнаружены нетленные мощи преподобного Макария и вновь опущены в землю под алтарь нового храма. Восстановление памяти святого было установлено указом Святейшего Синода 2 января 1888 года по ходатайству граждан города Белева, полтора столетия хранивших память о чудесах и подвигах преподобного Макария. 17 октября 1889 года была торжественно совершена закладка каменного храма во имя преподобного Макария Жабынского на месте прежней Никольской церкви, где находились мощи святого. Во время строительства храма игумен Иона (прежний настоятель монастыря, в то время проживавший на покое) и начальник строительных работ задумали открыть святые мощи. Преподобный Макарий явился им в сонном видении и воспретил это|1|.22 января 1902 года было совершено торжественное празднование памяти преподобного Макария Жабынского в Туле и Тульской губернии. Память преподобного Макария совершается также 22 сентября.
В «Иконописном подлиннике» XVIII века сохранилось описание внешности преподобного Макария: «... подобием сед, брада невелика, ризы монашеские и в схиме».
Источники
1. Минея (январь, 2 часть) Издательский Совет РПЦ, 2002 – 276 с.
2. Полное собрание Житий Святых Православной Греко-Российской Церкви – Спб.; Книгоиздательство П.П. Сойкина, 1908 – 159 с.
3. Анисимова И.О. Чудотворные православные источники России. - М.; РИПОЛ Классик, 2008-18 с.
4.www.hrono.info
5.ufakt.ru
6.Краткие жития святых на весь год. / Изд. Редакция Журнала «Воскресное чтение». – М.: Репринтное издание. Московский Свято-Данилов Ставропигальный мужской монастырь, 1993. – 25 с.
7. Житие и акафист преподобному отцу нашему Макарию Жабынскому Белевскому чудотворцу –М.; 2005 -4 с.
8. Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004 – 224 с.
9.Кашеваров А.Н. Православная Российская Церковь и советское государство: 1917-1922. - М.; Крутицкое Патриаршее Подворье, 2005 – 196 с.
10. И. Ю. Соснер. Белев в его прошлом и настоящем - М. : Древлехранилище, 2005 – 50 c.