Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

День памяти страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии и страстотерпца праведного Евгения врача (1918)

Опубликовано 17.07.2023

Да воскре́снет Русь Свята́я моли́твами ца́рственных страстоте́рпец и новому́ченик Твои́х, Го́споди,/ и да расточа́тся вси врази́ ея́ вско́ре,/ и от лица́ ея́ да бежа́т вси ненави́дящии ю́ от ны́не и до ве́ка.

 Из службы святым царственным страстотерпцам 

 Мученическую кончину Императорской семьи  более чем за 100 лет предсказал   уроженец  Тульской земли прорицатель монах Авель (в миру Василий Васильев из крепостных крестьян, родился в  д. Акуловой  совр.  Алексинский район, Тульской обл.), а святой преподобный Варнава Гефсиманский (в миру — Василий Ильич Меркулов из крепостных крестьян,  родился в в селе Прудищи, совр. Веневский район, Тульской области),  преподал царю живое благословение на принятие  мученического конца, когда Господу  угодно будет этот крест на него возложить |1|.  

Евгений Михайлович Казакевич занимался сбором средств для  Царской семьи.

8-е клеймо на иконе собора Новомучеников Российских|2|.8-е клеймо на иконе собора Новомучеников Российских|2|.В ночь с 16 на 17 июля 1918 г. Юровский разбудил Царскую семью. Им было сказано, что в городе неспокойно и поэтому необходимо перейти в безопасное место. Минут через сорок, когда все оделись и собрались, Юровский вместе с узниками спустился на первый этаж и привел их в полуподвальную комнату с  одним зарешеченным окном. Все внешне были спокойны. Государь нес на руках Алексея Николаевича, у остальных в руках были подушки и другие мелкие вещи. По просьбе Государыни в комнату принесли два стула, на них положили подушки, принесенные Великими княжнами и Анной Демидовой. На стульях разместились Государыня и Алексей Николаевич. Государь стоял в центре рядом с Наследником. Остальные члены семьи и слуги разместились в разных частях комнаты и приготовились долго ждать — они уже привыкли к ночным тревогам и разного рода перемещениям. Между тем в соседней комнате уже столпились вооруженные, ожидавшие сигнала убийцы. В этот момент Юровский подошел к Государю совсем близко и сказал: «Николай Александрович, по постановлению Уральского областного совета вы будете расстреляны с вашей семьей». 

Полуподвальная комната дома Ипатьева после расстрела. Снимок 1918 г.|3|.Полуподвальная комната дома Ипатьева после расстрела. Снимок 1918 г.|3|.

Эта фраза явилась настолько неожиданной для Царя, что он обернулся в сторону семьи, протянув к ним руки, затем, как бы желая переспросить, обратился к коменданту, сказав: «Что? Что?» 

Государыня и Ольга Николаевна хотели перекреститься. Но в этот момент Юровский выстрелил в Государя из револьвера почти в упор несколько раз, и он сразу же упал. Почти одновременно начали стрелять все остальные — каждый заранее знал свою жертву.  

Уже лежащих на полу добивали выстрелами и ударами штыков. Когда, казалось, все было кончено, Алексей Николаевич вдруг слабо застонал — в него выстрелили еще несколько раз. Картина была ужасна: одиннадцать тел лежало на полу в потоках крови. Убедившись, что их жертвы мертвы, убийцы стали снимать с них драгоценности. Затем убитых вынесли на двор, где уже стоял наготове грузовик — шум его мотора должен был заглушить выстрелы в подвале. Еще до восхода солнца тела вывезли в лес в окрестности деревни Коптяки. В течение трех дней убийцы пытались скрыть свое злодеяние.. 

Вместе с Императорской семьей были расстреляны и их слуги, последовавшие за своими господами в ссылку: доктор     Е. С. Боткин (канонизирован на архиерейском соборе 2016 г.), комнатная девушка Императрицы А. С. Демидова, придворный повар И. М. Харитонов и лакей А. Е. Трупп.

Оружие убийства: Маузер, Наган,  КольтОружие убийства: Маузер, Наган, Кольт

 

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почитание Царской семьи, начатое уже Святейшим Патриархом Тихоном в заупокойной молитве и слове на панихиде в Казанском соборе в Москве по убиенному Императору через три дня после екатеринбургского убийства, продолжалось — несмотря на господствовавшую идеологию — на протяжении нескольких десятилетий советского периода нашей истории|4|. Вскоре, после того как было объявлено о расстреле Государя, Святейший Патриарх Тихон Фотография надписи на немецком языке оставленной на обоях "смертной комнаты" дома ИпатьевыхФотография надписи на немецком языке оставленной на обоях "смертной комнаты" дома Ипатьевыхблагословил архипастырей и пастырей совершать о нем панихиды. Сам Святейший 8 (21) июля 1918 года во время богослужения в Казанском соборе в Москве сказал: «На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович... Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе».

 

Тропарь царственных страстотерпцев

глас 4

Днесь, благовернии людие, светло почтим/ седмерицу честную царственных страстотерпец,/ Христову едину домашнюю Церковь:/ Николая и Александру,/ Алексия, Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию./ Тии бо, уз и страданий многоразличных не убоявшеся,/ от богоборных смерть и поругание телес прияша/ и дерзновение ко Господу в молитве улучиша./ Сего ради к ним с любовию возопиим:/ о святии страстотерпцы,/ гласу покаяния и стенанию народа нашего вонмите,/ землю Российскую в любви к Православию утвердите,/ от междоусобныя брани сохраните,/ мир мирови у Бога испросите// и душам нашим велию милость.

Ин тропарь святым Царственным мученикам 

глас 5

Царства земнаго лишение,/ узы и страдания многоразличныя/ кротко претерпел еси,/ свидетельствовав о Христе даже до смерти от богоборцев,/ страстотерпче великий Боговенчанный царю Николае,/ сего ради мученическим венцем на небесех,/ венча тя с царицею и чады и слуги твоими Христос Бог,/ Егоже моли помиловати страну Российскую/ и спасти души наша.

Кондак царственных страстотерпцев

глас 8

Избраннии Царем царствующих и Господем господствующих/ от рода царей Российских,/ благовернии мученицы,/ муки душевныя и смерть телесную за Христа приимшии/ и венцы Небесными увенчавшиися,/ к вам, яко покровителем нашим милостивым,/ с любовию благодарне вопием:/ радуйтеся, царственнии страстотерпцы,// за Русь Святую пред Богом усерднии молитвенницы. 

Ин кондак святым Царственным мученикам

глас 6

Надежда царя мученика/ с царицею и чады и слуги укрепи,/ и к Твоей любви окрыли, будущий им покой предвозвестивши,/ тех молитвами, Господи, помилуй нас. 

Величание

Величаем вас,/ святии царственнии страстотерпцы,/ и чтим честная страдания ваша,/ яже за Христа// претерпели есте.

 

Источники


1. Гефсиманско-Черниговский скит при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре (краткий очерк истории 1844-1990) Автор и составитель Еремина В.М. Сергиев Посад. 1992 - 38 с. Со ссылкой на статью " Загадочные случаи из жизни царя Николая II".  -  Церковная жизнь № 6 - Париж:1922 - 4 с.

2. Икона СОБОРА НОВЫХ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ ЗА ХРИСТА ПОСТРАДАВШИХ ЯВЛЕННЫХ И НЕЯВЛЕННЫХ.- М: ПСТБИ, 2000 - 30 с.

3. И.Ф. Плотников. Правда истории. Гибель Царской Семьи. - Екатеринбург: СРОО "За духовность и нравственность", 2003 - 238-240 с.

4. days.pravoslavie.ru