Русский архитектор Василий Иванович Баженов родился 1 марта по старому стилю 1737 года, в селе Дольское, близ Малоярославца (по другим данным ‒ в Москве). Детство провел в стенах Московского Кремля, где отец служил псаломщиком в одной из придворных церквей.
Как он любил наш край, что даже завещал похоронить себя не в столице, а в Старом Глазове, ныне Веневского района...
Приводим основные моменты статьи Феликса Разумовского "Нещастный жребий" Баженова, опубликованной в журнале "Наше наследие" за 1989 год.
Доски брошенные через ручей, полусгнили.
Проселок местами, распахан, местами зарос травой. Перед оплывшем вала погоста валяются тракторные гусеницы. И по-прежнему нет здесь, не то что памятника, но и простого знака, таблички здесь лежит Баженов.
Мы же оказались непростительно скупы и в тоже время легкомысленно небрежны к слову «Баженов». Прошедший 250-летний юбилей зодчего в этом смысле трудно понять и принять.Думаю это имя известно у нас каждому, даже совсем далекому от русской архитектуры человеку. По части известности, популярности зодчий Василий Баженов благодаря своей бурной, изрядно мифологизированной жизни, обошел едва ли не всех своих коллег-соотечественников. Имя его, кажется, сделалось уже словом, также точно, как имя Суворова или Пушкина, Репина, Глинки. Слова эти самодостаточны и потому не требуют дополнительных эпитетов. Зато требуют особенного к себе внимания деятельной памяти.
Спешно, по служебной надобности подготовленный вечер, прошедший в марте 1988 г. в Москве, в Колонном зале Дома союзов, был полон догматического славословия и ложного пафоса, отчего подлинная трагедия зодчего приняла вид случайных житейских неудач. Пролившийся на вечере поток ничего не значащих слов не смог, однако, полностью скрыть, овладевших всеми, прежде всего организаторами юбилейных мероприятий чувств равнодушия и какой-то растерянности.
Эти чувства, видимо, вполне разделялись и редакциями профессиональных изданий – журналами «Архитектура СССР», «Архитектура и строительство Москвы» и даже газетой «Советская культура», отметившими юбилей зодчего запоздалыми, вялыми и мало обязательными публикациями Словом сложилась ситуация, которая возникает обычно вокруг имени скомпрометированного.
Кстати, то же самое произошло и с юбилеем Матвея Казакова, отмечавшимся в том же 1988 г.
Так сегодняшнее разгоряченное общественное сознание непроизвольно прореагировало на предпринятую в сталинскую эпоху, в пресловутые 30-е, 40-е и 50-е годы помпезную идеологическую компанию, смысл которой буквально заключался в следующем: вывести линию родства стиля дворцового социализма от классицизма ХVIII-XIX веков и использовать авторитет Русского искусства эпохи Просвещения для борьбы с «формализмом». И вот с легкой руки тогдашних теоретиков архитектуры, все крупнейшие мастера русского классицизма ( в первую очередь, Баженов, объявленный самым прогрессивным зодчим и национальным гением) стали как-бы исполнять социальный заказ сталинизма. Одним из проявлений такого «фавора» активная публикаторская деятельность и, как результат, выход в свет ряда добротно изданных монографий, которые, несмотря на все благородные устремления авторов, работали все-таки прежде всего, на эту концепцию. В результате, тень от страшного заслонила от нас истинные проблемы культуры эпохи Просвещения, действительные завоевания и заблуждения русских зодчих, своеобразия их архитектурного мышления и художественных программ. Почему мы сегодня не сумели решительно пересмотреть свое отношение к столь важной части нашего исторического и художественного наследия?
Вопросы эти во всей своей обостренности предстают здесь, в селе Старом Глазове, на могиле зодчего, что находится всего в 120 километрах от украшающего центр Москвы дома Пашкова.
Полнейшее запустение - в пору юбилея и в том месте, позаботиться о котором должны были в первую очередь члены и руководство Союзов архитекторов, художников, Госкомархитектуры, - все те, кто занял места в президиуме того полного казенной торжественности вечера.
И наверняка, соберись именитые московские гости сюда, в Глазово, и Веневское районное начальство непременно бы расстаралось; подтянули бы от Воронежского шоссе дорогу, и место бы обустроили, а уж о такой мелочи, как указатель на шоссе, и говорить бы не пришлось. Все бы сделали, как в свое время в Тульской области, в Мишенском близ Белева на родине Жуковского, или в Дворянинове, где в прошлом же году отмечали юбилей Андрея Болотова.
Так ведь туда прибыли делегации Союза писателей, корреспонденты, телевидение... А в Глазово кто поехал? Энтузиасты из города Жуковского, организовавшие в построенной Баженовым церкви усадьбы Быково музей архитектора, и просто те, кому действительно дорого это имя и русская архитектура, от которой оно неотделимо. Но для такой публики стоит ли тратиться?
Впрочем, и мы невольно сбиваемся на «юбилейную» психологию. Разве обязательно нужно было ждать круглую дату? Ведь с того момента, как А.Михайлов опубликовал в журнале «Архитектура СССР» «Новые материалы о Баженове», из которых стало доподлинно известно о месте погребения зодчего, прошло более 25 лет. Четверть века и в Союзе архитекторов, и в Министерстве культуры, и в Исполкоме Веневского района Тульской области знают о Глазове.
Что тут скажешь? Видно, и после смерти выпал Баженову его «нещастный жребий» - тот самый, что по словам самого зодчего, "начал меня гнать с самого возвращения в мое отечество да видно не иначе хочет, как разорением и лишением последнего, что имею..."
С тяжелым чувством вспоминаешь эти слова близ заброшенной его могилы. Потому что есть жребий и ж р е б и й. Природа одного коренится в личности зодчего (об этом речь впереди); природа другого - в нас. Ибо нам достались руины Царицына и села Красного, дома и храмы, фантастические замыслы. .. А вместе с ними и этот клочок земли близ села Глазова.
Последние годы жизни Баженова связаны в основном с Петербургом, куда зодчий, «продав в Москве как дом, так и все прочее за бесценок», переехал в 1792 году. Там прославленный мастер долго и тяжело болел и 2(13) августа 1799 года скончался, оставив завещание: «Погребение зделайте мне простое, то есть без всякой лишней церемонии, с трезвым священником в простом виде и где Бог приведет и весьма желаю быть положенным в Глазове». Вдова зодчего Аграфена Лукинична исполнила волю мужа. Известно письмо, полученное ею от графа Г.Кушелева: «Государь император на погребение тела мужа Вашего на первый случай всемилостивейше жалует тысячу рублей, которые при сем к вам и посылаю. Тело в деревню по зимнему пути, согласно завещанию покойного, перевесть позволено». Воля покойного была исполнена, тело зодчего было перевезено с петербургского Смоленского кладбища в каширское имение Баженовых.
В Каширском уезде Баженову и его жене Аграфене Лукиничне принадлежало небольшое поместье с селом Глазовом, сельцом Аннино Болото, деревнями Наумовской и Романовской. В Глазове и Аннине имелись деревянные господские дома и «плодовитые сады». Судя по завещанию, места эти были чем-то особенно дороги Баженову, какая-то светлая минута его трудной драматичной жизни была с ними связана. Значит, он бывал здесь не только по хозяйским надобностям; сюда, отрываясь на короткое время от своих грандиозных построек, приезжал он к- вроде бы вовсе бесцельно – «ради успокоения в летнее время духа и ради свободного чувствования и умствования», как выразился однажды друг и сосед Баженова по каширскому имению поэт А.Сумароков. И наверняка Баженов много хаживал по этим проселкам, полям, рощам. И потом уже не раз вспоминал их.
Впрочем, повлиять на решение зодчего быть здесь похороненным могло и еще одно обстоятельство. В формулярном списке «Комиссии строения нового Кремлевского дворца» имеется сообщение о том, что предки Баженова в XVII веке были дворянами Каширского уезда, но «дед и отец сделались духовными, из чего следовательно он и крестьян не имеет и из того чина вышел». Вполне возможно, однако, что в действительности все обстояло не совсем так и дворянское происхождение Баженова - не более чем легенда. Так или иначе, но дополнительное подтверждение завоеванной талантом зодчего «имянитости» было бы ему, сыну московского псаломщика, весьма кстати, ибо родовитость еще более поднимала престиж и социальный статус Баженова в глазах современников, что всегда имело для него далеко не последнее значение.
А не вызвано ли подобными обстоятельствами особое пристрастие Баженова к каширскому имению, которому он мог придавать значение родового гнезда? Что ж, полностью исключать такую взаимосвязь, вероятно, не следует, тем более что Глазово было не единственным имением в семье Баженовых. Ей принадлежали также подмосковное сельцо Стояново, проданное для уплаты долгов, село Кардовиль в Арзамасском уезде, а впоследствии и некое имение в 1000 душ (неверно отождествляемое с Глазовым), подаренное Баженову незадолго до его смерти Павлом I. Однако ни одно из этих мест не стало для Баженова тем, чем было Глазово.
Картина тихого сельского пейзажа, заокские дали, открывающиеся с этих пологих холмов - все здесь пробуждает воспоминания. И, само собой, не только и даже не столько о днях, проведенных Баженовым в Глазове. С этого места, где обрел великий зодчий вечный покой, как бы открывается вся панорама его жизни .
Баженов родился в селе Дольском близ Малоярославца; он вырос и воспитывался в Москве, где и начал свое художественное образование, затем продолжил обучение в Петербурге, откуда был отправлен в Парижскую академию. После Парижа-Италия: Рим, Флоренция, Пиза, Болонья, Генуя, Венеция. Возвратившись в Россию, он работает попеременно в обеих российских столицах, но дольше, плодотворнее, однако и горестнее - в Москве. Там оба его грандиозных замысла - Кремлевский дворец и ансамбль дворцовой усадьбы Царицыно были сначала восторженно приняты, а затем безжалостно отвергнуты Екатериной II. Под конец жизни он, знаменитый зодчий, вице-президент Академии художеств, был возведен на вершину славы и пользовался особым покровительством императора...
Мир, окружавший Баженова в детстве, овеян воздухом национальных традиций: сыну пономаря одного из московских соборов гром салютов и треск фейерверков не заглушали колокольного звона. Затем стремительно взошел он на западноевропейскую культурную орбиту ,звездой первой величины, засиял на ней, но в конце концов вернулся на круги своя, оставив в год своей смерти горькое размышление о том, что хотя появились «прямые и великого духа российские художники», однако, при самом начале Академии художеств «взялись неосторожно» за воспитание, не сходственное с нравами национальными на сих твердых столбах (веры и любви - Ф.Р.) основано блаженство для духа, души, тела; на них основывается прямое воспитание лучше всех наставлений французских!» Поразительные слова! Поразительные потому, что принадлежат они первому питомцу Академии, всю свою творческую жизнь посвятившему утверждению общеевропейского стиля в русском искусстве. Какой же глубокий разлад между творческими устремлениями, жизнью и мыслью должен был преодолеть он, чтобы подвести такой итог...
Еще в начале нашего века Игорь Грабарь назвал Баженова «подлинным героем не написанной еще трагедии большого стиля». И действительно, зодчему открылась возможность для творчества огромного размаха. Цена же ему была непомерно высокой, ибо Баженов оказался на поистине трагических распутьях жизни, перед ним возникла реальная угроза сбиться с дороги, потерять себя. К счастью, природа наделила зодчего редким даром самосознания. И потому «самые горькие поражения» Баженова бывали подчас, по словам Грабаря, его «лучшими победами, минуты бессилия и падения - его высшими достижениями и горним прозрением». Жизнь эта не склоняется к драматической бессмысленности и безвыходности. В трагедии Баженова был смысл, был замысел, пролог и финал. Был и конфликт, многие невидимые нити которого сходятся здесь, в Глазове, где замкнулся круг его жизни.
С Глазовым связан самый «темный», почти неизвестный нам период жизни Баженова - время, наступившее вслед за роковым посещением Екатериной II строительства Царицынского ансамбля (1785), за которым последовала опала Баженова, разрушение возведенного им дворца. В ту пору его и без того трудная жизнь обернулась полосой сплошных жизненных испытаний, совпавши к тому же с глубоким нравственным кризисом, тяжелым душевным разладом; и кто знает, смог бы устоять зодчий под тяжестью навалившихся обстоятельств (болезни, постоянной угрозы полного разорения и политических репрессий), смог ли бы преодолеть самое жгучее отчаяние, укрепиться духом, не будь у него этого сельского прибежища родного дома, затерянного среди просторов заокских полей.
Чтобы как-то понять с чем, с каким строем мыслей и чувств приехал Баженов в Глазово после царицынской катастрофы, чтобы хотя бы уяснить для себя, почему лучший архитектор России стал простым сельским жителем, необходимо сделать попытку разобраться в природе и сущности его трагедии. Такой рассудочно ясной, закономерной и одновременно непредсказуемо нелепой тайнодейственной, как все и вся в том «безумном и мудром» веке.
Надо полагать, не случайно в научных и художественных биографиях зодчего о Глазове либо вовсе не упоминается, либо упоминается попутно и вскользь. И не потому только что примет и прямых свидетельств о днях проведенных здесь зодчим, набралось пока очень немного. Есть причина и иного рода.
В контексте полулегендарной жизни зодчего героя небольшое каширское село неминуемо попадает в разряд «неудобных фактов», нарушающих привычные, устоявшиеся представления. Ведь осмыслить подлинную баженовскую судьбу, связав воедино то, что известно о зодчем, все еще не представляется возможным: слишком многое остается неизвестным, требует разгадки и толкований. А соединить разрозненные факты всегда хочется напрямик. Прошить все хорошо видимыми мотивировками и, разумными причинами, то есть именно таким материалом, которым резко пользуется жизнь. И Глазово как факт баженовской судьбы сопротивляется этому, ибо отражает доселе неучтенные глубинные, подспудные причины событий. Но если мы задумаемся над вещами подобного рода, даже ясно сознавая при этом, что глубина баженовского гения пребудет всегда за семью печатями, трагедия зодчего разворачивается в сложнейший многоплановый сюжет.
Местом действия его главнейших событий была екатерининская Москва - город во многих отношениях уникальный. Хотя Москва того времени ни обликом, ни жизнью не похожа на Петербург, ни на провинцию, ни тем более на европейские столицы, ей поразительно подходит карамзинская характеристика города из «Пантеона иностранной словесности»-«Театр Искусств и веселия». В этом театре архитектура была уже явлением иного рода, охарактеризовать которое можно как обращенный в сторону материально-чувственной жизни «архитектурный театр». В ту эпоху в Европе, а затем и в России распространился особый тип спектакля – «спектакль декораций», который проходил в сопровождении музыки и состоял в демонстрации перемен, изображающих захватывающие воображение архитектурные фантазии. Самым существенным является здесь странное невиданное прежде в семействе искусств сочетание театра и архитектуры, театрализация зодчества.
Для России это подлинная революция в искусстве: архитектура-глава всех искусств, становится служанкой театральных муз. К этому обстоятельству нам следует отнестись очень внимательно, как к важнейшей примете культуры того времени. К тому же и судьба Баженова- художника неизбежно попадала в зависимость от него.
В ту эпоху уже не только сам театр (драматический, балетный, оперный) являлся «серьезным интересом для русского образованного общества» и приобрел «важное государственное значение», под воздействием этого вида искусства выработался театрализованный стиль жизни. Самой Екатерине II, которая, как известно, имела немалый опыт драматурга и театрального постановщика. Ключевский дает такую характеристику. «Она всегда чувствовала себя как будто на сцене, поэтому слишком много делала напоказ. Благодаря этому ей давалось ловко прикрывать действительность идеальными представлениями, резко разделять: сферы государственной практики и государственных идеалов». Так в жизнь, политику искусство многие современники Баженова уже просто играли. И именно «театр становится тем фокусом, в котором собираются главнейшие искусства». Само архитектурное мышление вытекало тогда из мышления театрального. Ансамбли каменных здании городские или сельские воспринимались архитектурными спектаклями, призванными развлечь публику доставить ей неожиданно острые или знакомо приятные ощущения. Исподволь, постепенно в сознании заказчиков зодчество низводилось до уровня поставщика праздничного оформления и театральных чудес.
Екатерина II выступала заказчиком самых грандиозных архитектурных спектаклей. И прежде всего потому, что «архитектурный театр» был для нее театром политическим. Именно в ее эпоху материализация государственной идеи реализовывалась в облике декорации пышных театральных постановок. Иные из них требовали размаха и фантазии гения.
Трагедией Баженова стало то, что волею судьбы он оказался формально архитектором, а фактически главным режиссером этих спектаклей, призванных поразить воображение современников.
архитектура (та же модель Кремлевского дворца или павильоны праздника Куйчук -Кайнарджийского мира) еще кое-как могла угнаться за переменчивыми запросами театрализованной жизни, но архитектура подлинная устаревала в процессе строительства и становилась ненужной, начинала стареть, как заложенный Кремлевский дворец, а то и будто бы беспричинно раздражать коронованную заказчицу, что случилось с почти завершенной дворцовой усадьбой Царицыно. Вся же вина несчастного Баженова только в том и состояла, что он оказывался заложником и в конечном счете жертвой скоротечной моды архитектурною театра и не только от вкусов и художественных пристрастий властительницы муз зависела творческая судьба Баженова, такая зависимость а точнее сложное взаимодействие архитектора и заказчика для зодчества вещь обычная и благотворная. Архитектура рождается исключительно в поиске и преодолении противоречии.
Как бы «не щадил» зодчий Василии Баженов в своей работе «ни покоя ни здравия», поспеть за стрелкой политического барометра он не мог. Бутафорская, временная, «ненастоящая»Но коль скоро художественная идея призвана следовать еще и стенографии политического спектакля, тут уж и архитектор оказывается в большой зависимости от актуальных задач, политического антуража и рекламных программ. А значит и нам, говоря о Баженове, нельзя упускать из виду, устремлений и расчетов коронованной заказчицы.
Архитектурными фантазиями Баженова Екатерина II «задавала праздники» и «тормошила подданных» - жаждущую развлечения московскую публику.
Задачей «архитектурного театра» было главным образом создать иллюзию жизни, отгородиться от действительности красочными декорациями. Реальность и идеал не могли и не должны были встретиться – повелительница муз призывала все искусства способствовать этому. Вот почему их культурная миссия была в ту пору важна , как никогда, вот почему им давались столь безграничные полномочия.
Здесь источник необычайного расцвета русского искусства эпохи Просвещения и одновременно причина глубочайших трагедий и страшных тупиков в творчестве и судьбе многих русских художников. И прежде всего тех из них, кто, как Баженов, стремился к соединению «теории с практикой, умозрения с деятельностью». Ибо если западноевропейская культурная традиция допускала такое раздвоение, для русского сознания вопрос «како живешь?» был неотделим от «како веруеши?».
Сам Баженов в своем творчестве руководствовался архитектурными теориями, вывезенными из Франции и Италии: видел в них воплощение разумного социального устройства и не хотел считаться с реальностью.
Неукротимость души, деятельное творчество и социальное самочувствие Баженова должны были восстановить Екатерину II против него.
Столкновение зодчего с «просвещенным» монархом было неизбежно и рано или поздно должно было произойти.
Баженов не мог вынести продолжительного разлада мысли и жизни. Потребность к деятельности на благо истинного, а не театрализованного просвещения, привела его в пору работы над Царицынской усадьбой в московский кружок Николая Новикова.
По оценке Екатерины, «умного и опасного человека». Здесь мы не будем говорить о новиковском кружке в плане его масонской ориентации. А потому ограничимся лишь одним замечанием Ключевского, сказавшего как-то о членах кружка, что «театральное рубище масонства прикрывало от недоброжелательных глаз их добродетели».
Что же касается недоброжелателей, то их впрямь хватало. В лице Екатерины имели они главного и самого непримиримого. И недаром . Екатерина знала о попытках кружка наладить с наследником связи. Попытки предпринимались с помощью Баженова, лично знавшего Павла Петровича и пользовавшегося его постоянным расположением. Одним словом, по мере строительства Царицына росло недоверие и недоброжелательство Екатерины к «своему» архитектору. Увы, «архитектурный театр» давал возможность выхода и этим чувствам.
Отдавая приказ о разборке только что построенного
дворца после посещения Царицына летом 1785 года, Екатерина стремилась разрушить не только творческий замысел гениального художника, но и его общественный авторитет, который созидался годами.
Этот авторитет, как, впрочем, и авторитет не дававшего ей покоя Новикова, являлся по существу главной мишенью царицынской обструкции.
Летом 1785 года судьба Баженова в один день неожиданно и круто переменилась.
Впрочем, сказать точнее: внезапно, но неожиданно. Начавшийся в 1779 году острый конфликт архитектора с московским богачом и меценатом П.А. Демидовым можно считать своеобразным предзнаменованием царицынской катастрофы.
Так во второй половине 1780-х годов Глазово из места отдохновения полного сил и замыслов художника превратилось в прибежище опального зодчего, надломленного ударом судьбы. Еще недавно он лишь изредка наезжал сюда, теперь следовало обосноваться в Глазове прочно и надолго.
Ведь наперед он, конечно, не мог знать, сколько времени будет продолжаться его сельское уединение…
За годы, проведенные в Глазове, произошла в Баженове глубокая перемена. Проповедь «морального самоочищения», постоянно звучавшая на собрания московского кружка, сильно на него подействовала теперь. Да и необходимые книги могли быть в Глазове всегда под рукой. Проникаясь всякого рода мыслями, опальный зодчий постепенно предавался соблазну пиитического утешения, извлекая из царицынского конфликта урок. Внутреннему осуждению подлежала гордыня, своеволие, ренессансная потребность противопоставлять себя действительности стремление преодолеть ее. Так окончательно вступил он на путь самопознания, «тесания дикого камня сердца», как говорили тогда.
И эта нелегкая внутренняя работа в конце концов исцелила его, помогла одолеть отчаяние, избежать озлобления, надрыва, спасла от тех скорбных проклятий, которые исступленно бросал в московскую публику его друг, поэт Александр Сумароков.
Баженовское Глазово было не богатой, средней руки усадьбой – одной из тех, что во множестве строились тогда на бескрайних просторах России, Зодчий проектировавший и строивший самые грандиозные ансамбли Европы, жил здесь со своей многочисленной семьей в простом и скромном деревянном доме. Предполагают, что находился он невдалеке от крестьянских дворов, на взгорье и в окружении небольшого парка , спускавшегося от него к берегу речки Апрани. А напротив дома, через речку, некогда запруженную в Глазове, так что перед селом и усадьбой находился большой пруд, напротив дома стояла деревянная Георгиевская церковь в окружении сельского кладбища. Это и был тот самый сельский погост, на который зимой 1799-1800 г. привезли из Петербурга прах зодчего.
И еще одну важнейшую примету Глазова выяснил недавно по клировым ведомсятм Каширского уезда исследователь В.Тютин. «Близ оной Георгиевской церкви застроена в в 1784 году церковь каменного здания во имя святителя и чудотворца Николая, которая и по сие еще время не оканчивается». «По сие еще время...» - это 1833 год, такова дата новонайденного документа. Из него мы впервые узнаем, что накануне царицынской катастрофы Баженов выстроил в своей усадьбе (разумеется, по собственному проекту) каменный храм. Нет нужды говорить более о том, почему он не был окончен.
Постройка зодчего в Глазове не сохранилась; еще в начале прошлого века приход баженовского села приписали к соседнему селу Жежельне, церковная служба на погосте прекратилась, и его пустующие здания впоследствии разобрали. С большой долей вероятности можно предположить, что место погребения Баженова, как храмоздателя, находилось в выстроенной им церкви, фундаменты которой безусловно сохранились и могут быть обнаружены при археологическом обследовании.
Время многое изменило в облике Глазова, спущен пруд, исчезли деревянные постройки баженовской усадьбы. И мы даже не знаем теперь, как выглядел его дом, сад, Георгиевская церковь. Лишь неглубокий ров очерчивает ныне территорию заброшенного кладбища. А от баженовского села сохранилась лишь деревня, где жили его крестьяне.
И еще - все в том же завещании - осталось такое наставление детям: «Всячески старайтесь, чтобы крестьян излишне не
отягощать работами, ниже какими либо поборами незаконными, а иметь их наилучше... всегда помните, что они наши братья, наши дети, и мы ни за что столь не оскорбляем Господа нашего, как за излишние поборы с душ подчиненных...»
Сельское уединение не прервало и архитектурного творчества Баженова. Сколь ни тяжелы были обстоятельства его жизни в ту пору, но работать надо было уже потому только, что на попечении его была большая семья. Финансовые дела Баженова находились в крайне тяжелом состоянии, и единственным верным средством к существованию была архитектура. Находясь официально в отпуске, работал он уже исключительно для частных заказчиков, так что сочиненные здесь проекты расходились по бесчисленным дворянским усадьбам и городам России. Многие, наверное, воплощались в прекрасные здания: дома, парковые павильоны, храмы. Но доподлинно имя своего создателя сохранили единицы. С большей или меньшей степенью достоверности можно назвать три московских памятника: колокольню и трапезную церкви Богоматери «Всех скорбящих радости» (1787), дом Юшкова (конец 1780-х - начало 1790-х гг.) и иконостас церкви Иоанна Воина (1791). А где же остальные произведения, какова их судьба? Увы, на эти вопросы, видимо, не суждено уже найти достоверных ответов.
И тем не менее еще немало забытых страниц творчества зодчего могут открыться и нам. В окрестностях Глазова находится первоклассный памятник архитектуры, хранящий, быть может, печать художественного дарования Баженова - церковь Михаила Архангела села Заразы (ныне село Горки совхоза «Захарьинский» Ясногорского района Тульской области). Село это красиво расположенное на взгорье, у края глубокого оврага, по дну которого течет впадающий в Апрань ручеек, находится по соседству с принадлежавшим Баженову сельцом Аннино Болото. Оттуда до Зараз не более четырех километров, да еще чуть больше от Аннина Болота до Глазова. Почти с околицы баженовского села, возможно, с того самого места, где стоял когда-то господский дом, виден купол и фонарик с главкой церкви в Заразах. Словом, заказчик церкви и владелец села Заразы полковник Петр Иванович Семенов был ближайшим соседом Баженова; вполне вероятно даже, что, по обычаям того времени, они были в приятельских отношениях, ездили друг к другу в гости, и хозяин Зараз мог, воспользовавшись случаем, уже по-свойски обратиться к услугам зодчего.
Относительно времени постройки (вернее, освящения) церкви Михаила Архангела источники указывают различные даты: 1774 и 1780 год. Так или иначе, но обе они совпадают с временем расцвета искусства Баженова и относятся к московскому периоду его жизни. Зная хотя бы время посещения зодчим своего имения в Глазове, обстоятельства приобретения его, взаимоотношения Баженова с соседями-помещиками, можно было бы отчасти высветить и историю памятника. Однако на сегодняшний день у нас нет такой возможности.
Нам остается обратиться к художественно- стилистическим особенностям церкви Михаила Архангела, весьма, кстати, красноречивым. Достаточно лишь взглянуть на этот великолепный памятник, чтобы опознать в его архитектуре приметы особой художественной манеры Баженова; и в первую очередь, гармоническое сочетание круглящихся, плавно перетекающих друг в друга объемных масс. А сколько в этом первоклассном произведении показательных для творчества Баженова деталей, его излюбленных приемов, и сколько известных аналогий можно привести в подтверждение его авторства. Очень характерны для манеры Баженова план церкви, ее сложное объемное решение, сочетание четверика и вписанной в него ротонды, обогащенной полукруглыми нишами, а также архитектура ротонды. Аналогичное архитектурное решение с буквальным совпадением строя фасадов, композиции и отдельных деталей можно усмотреть в третьем варианте проекта Павловской больницы (1784) и проекте церкви лейб-гвардии Семеновского полка (1797). Интересно сопоставить даты создания отмеченных нами проектов с временем возведения церкви в Заразах; получается, что архитектура ее именно предшествовала проектам. Более того, из всех ныне известных памятников баженовского времени ни у одного мы не встретим столь близкого подобия.
Применив ряд специфических композиционных приемов, создатель церкви в Заразах добился необычного художественного результата: классической ясности общего построения здания и барочной насыщенности в пластике фасадов; величественности, мажорной приподнятости и одновременно мягкости и простоты архитектурного строя. Так на основе переработанных западноевропейских архитектурных стилей получился самостоятельный, зрелый синкретический стиль церкви Михаила Архангела. Но ведь это и есть неповторимый новаторский стиль Баженова.
К сожалению, памятник дошел до нас с большими утратами; разобраны его колокольня и трапезная, а также монументальная каменная ограда, окружавшая здание церкви. Не, располагаем мы даже и его полным изображением, следовательно, не можем судить об общем пространственном построении здания и о его целостности, в достижении которой Баженов был непревзойденным мастером.
И все-таки, как справедливо писали известные исследователи творчества Баженова И.Грабарь и Г.Гунькин, «не отдельные черты и признаки говорят о принадлежности того или иного здания руке Баженова, а его общий дух, весь его архитектурный пафос». Как крупный мастер, как творческая личность с резко очерченной индивидуальностью, Баженов в каждом своем произведении раскрывал эту индивидуальность. В его архитектуре неизбежно отражалось то, что мы называем «миром Баженова». Отсвет этого мира можно ощутить и в образе церкви Михаила Архангела - прежде всего в удивительной художественной щедрости произведения, в которой мы видим проявление щедрости души и таланта зодчего, его поразительного культурного диапазона, способности воспринять, пережить и выразить в творчестве далекие культурные горизонты, эпохи и стили.
Русская архитектура эпохи Просвещения во многих, подчас в весьма дальних селениях оставила драгоценную россыпь прекрасных творений. Церковь села Заразы - одно из них. Архитектура такого высочайшего уровня всегда особенно поражает вдалеке от торных дорог - исторических, художественных, - то, что могло бы украсить аристократическую резиденцию, столичную улицу а даже европейскую столицу, встречаешь на краю полувымершего среднерусского села.
Ухоженный древний ландшафт очень выигрывает от такого щедрого подарка судьбы, Ну а все, что портит этот ландшафт и к чему в ином месте притерпелся взгляд, напротив, начинает звучать нестерпимым диссонансом.
О том, что церковь села Заразы сооружена Баженовым, до недавнего времени было неизвестно. Но то, что памятник этот удивительно красив, видел каждый, кто жил или приезжал в село. Видел и... подгонял трактора и комбайны вплотную к его стенам, поломанные детали чинил в алтаре, где поставлен был горн, тиски, валялись запчасти и слесарный инструмент. А тем временем на вечно прекрасном здании, превращенном в мастерскую-времянку, не было никакой кровли, и на вымокших стенах и сводах росла густая трава - как и на могиле великого зодчего...
И до сих пор все еще невдомек нам, что эта трава забвения разрушает самое нашу жизнь, лишая ее не вдруг явившейся на нашей земле красоты, лишая трезвого взгляда на историю, на ее уроки, один из которых сполна оплачен трагедией жизни Баженова.
P.S. Прошло почти 30 лет после публикации этой замечательной статьи и мало что изменилось...
Источник
Феликс Разумовский. "Нещастный жребий" Баженова. (Село Старое Глазово Каширского уезда и его окрестности в биографии В. И. Баженова.) "Наше Наследие" Иллюстрированный культурно-исторический журнал №10 1989 г.