Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Ломоносов Михаил Васильевич

Опубликовано 21.11.2024

                                                                                            Наука с верой сплетена,

                                                                                           Пытливой нитию ума..                                  

4 апреля 1765 г. на второй день Пасхи (по новому стилю 17.04) - умер Михаил Васильевич Ломоносов, основатель русской науки. Некоторые  источники указывают дату 15 апреля по новому стилю.

Непонятно, зачем переводить дату с юлианского на григорианский по правилам зап. Европы той эпохи, если он (григорианский) был введен еще не во всех странах Европы и периодически изменялся (они пропускали високосные даты) и т.д. Так получается мы празднуем юбилеи  Петра I, Пушкина и мн.др. неправильно? 

Михаил Васильевич Ломоносов (8.11.1711–4.04.1765) – выдающийся ученый мірового значения, великий разносторонний деятель русской науки и культуры. Родился в деревне Денисовка (ныне село Ломоносово) близ Холмогор Архангельской губернии в семье крестьянина-помора, занимавшегося морским промыслом на собственных судах. Ходил с отцом на судах за рыбой в Белое море и Северный Ледовитый океан. Рано научился грамоте и к 14 годам прочел все книги, которые мог достать, помимо богослужебных: "Арифметику" Магницкого, "Славянскую грамматику" Смотрицкого и "Псалтирь рифмотворную" Симеона Полоцкого. В декабре 1730 г. ушел с рыбным обозом в Москву, где остался, стремясь получить образование.

В январе 1731 года Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в московскую Славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском монастыре, овладел древними и европейскими языками, в 1735 г. в числе наиболее отличившихся учеников послан в Петербург для зачисления в Академический университет, в 1736 г. командирован в Германию для обучения химии и металлургии, учился в Марбурге и Фрейберге. В Германии Ломоносов женился на немке Елизавете-Христине Цильх.

 В 1741 г. вернулся в Россию, показав себя авторитетным специалистом сразу во многих государственно важных областях. Воочию изучив западную цивилизацию, Ломоносов неизменно выражал убеждение в том, что православная Россия способна догнать и даже превзойти Европу и в прикладных научно-технических достижениях, исходя из чего он боролся с комплексом неполноценности перед Западом в российском высшем слое и с преобладающим влиянием немцев в петербургской Академии наук. Стал первым русским, избранным на должность профессора (академика) химии.

Основными областями, интересовавшими Ломоносова, были химия и физика, в которых он совершил целый ряд міровых открытий, и прежде всего открыл Закон сохранения энергии, имевший для развития науки огромное значение. «...Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому... Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения: ибо тело, движущее своей силою другое, столько же оныя у себя теряет, сколько сообщает другому, которое от него движение получает».

Ломоносов неоднократно подчеркивал политическую и хозяйственную важность для России освоения Северного морского пути (в 1740-е гг. это было целью экспедиций Беринга,Челюскина и др.). В 1762–1763 гг. создал "Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию", а в 1764 г. – дополнение к этой работе "О северном мореплавании на Восток по Сибирскому океану", сопроводив его "примерной" инструкцией "морским командующим офицерам". Ныне широко известны его слова, что «России могущество будет прирастать Сибирью».

Творчество Ломоносова было удивительно разносторонним. В его работах получили освещение почти все отрасли современного ему естествознания: химии, физики, математики, астрономии, оптики, геологии, горного дела и металлургии (во всех этих областях он сделал множество открытий и создал уникальные научные приборы). Не менее важны его труды в областях истории, филологии, языкознания, искусства, литературы. Он возродил искусство мозаики и производство смальты, создал с учениками несколько мозаичных картин ("Полтавский бой" и др.), стал членом Академии художеств (1763). Ломоносов внес огромный вклад в народное просвещение. В 1755 г. по его инициативе и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.

Ломоносов был крупнейшим историком своего времени. Его основные сочинения – "Древняя Российская история" (ч. 1-2, 1766), замечания на диссертацию Г.Ф. Миллера "Происхождение имени и народа российского" (1749–1750) и "Краткий российский летописец" (1760). Ломоносов написал также "Замечания на “Историю...” Вольтера" (1757–1760) и на "Сибирскую историю" Г.Ф. Миллера (1751); "Краткое описание разных путешествий по северным морям..." (1763). Исторические взгляды Ломоносова формировались в острой борьбе против норманнской теории, отрицавшей самостоятельное развитие русской государственности. Тем самым Ломоносов заложил основу для последующего более тщательного и разностороннего научного опровержения норманнистов. Не утратил своего значения и замечательный трактат "О сохранении и размножении российского народа" (1761).

Главным филологическим сочинением Ломоносова была "Российская грамматика", написанная в 1755 г. и выдержавшая 14 изданий. Использовав ряд идей старославянской грамматики Мелетия Смотрицкого (ок. 1578-1633), Ломоносов высказал ряд оригинальных идей. Сохраняя некоторые архаичные представления (например, восходящую к латинскому эталону схему частей речи), ко многим вопросам подходил по-новому, в частности, отделяя звуки от букв. В Грамматике дается первая классификация основных диалектов (наречий) русского языка. Четко разграничены бытовой русский и церковнославянский языки, определены их сферы употребления.

Тем самым Ломоносов произвел стилистическое нормирование русского языка, выраженное впервые в "Кратком руководстве к красноречию…" (1748); позднее он писал об этом в "Российской грамматике" и более детально в сочинении "О пользе книг церковных в российском языке" (1758). "Штили" устанавливались в зависимости от соотношения нейтральных (общих для русского и церковнославянского языков), церковнославянских и русских просторечных слов. "Высокий штиль" характеризуется сочетанием славянизмов с нейтральными словами, "средний штиль" строится на основе нейтральной лексики с добавлением некоторого количество славянизмов и просторечных слов, "низкий штиль" комбинирует нейтральные и просторечные слова. Тем самым Ломоносов способствовал преодолению кажущегося противоречия русского и церковнославянского языков в практической жизни и создал единый стилистически дифференцированный литературный язык. Концепция "трех штилей" русского языка сохраняет своей значение особенно в наше время, когда русский язык подвергается массированной атаке англицизмов, теряя свою гармонию и красоту.

Ломоносов многое сделал для становления русской поэзии, его называют основоположником русской оды. В "Письме о правилах российского стихотворства" развивал идеи, впервые высказанные В.К. Тредиаковским, и утверждал силлабо-тоническую систему как "природную" для русского языка. Его великим практическим открытием в этой области явился сжатый и энергичный ямбический стих, с помощью которого он превратил свой любимый поэтический жанр – оду – в «урок царям», трибуну общественного мнения.

Поэтическое наследие Ломоносова включает в себя торжественные оды, философские оды-размышления "Утреннее размышление о Божием величестве" (1743) и "Вечернее размышление о Божием величестве" (1743), стихотворные переложения псалмов и примыкающую к ним "Оду, выбранную из Иова" (1751), дидактическое "Письмо о пользе стекла" (1752), незаконченную героическую поэму "Петр Великий" (1756–1761), сатирические стихотворения ("Гимн бороде", 1756–1757 и др.), философский "Разговор с Анакреоном" (перевод анакреонтических од в соединении с собственными ответами на них; 1757–1761), героическую идиллию "Полидор" (1750), две трагедии, многочисленные стихи по случаю различных празднеств, эпиграммы, притчи, переводные стихи.

Ломоносов был хорошо знаком с современными ему трудами европейской философской мысли, склонявшейся к атеизму. Однако считал, что противоречие между наукой и верой в Бога – надуманное. Будучи одним из основоположников новой светской российской культуры, Ломоносов был убежден, что научное и культурное творчество требуют высокого нравственного и религиозного вдохновения.

По рассказам Штелина он  за несколько дней до смерти сказал ему: „друг, я вижу, что должен  умереть, и спокойно и равнодушно смотрю на смерть, жалею только о том, что не мог я совершить всего того, что я предпринял для пользы отечества, для приращения наук  и для славы Академии. Я посвятил себя к тому, чтобы  до гроба моего с неприятностями российских наук бороться, как уже борюсь двадцать лет; стоял за них смолоду, на старости не
покину... Я не тужу о смерти, —пожил, потерпел, и знаю, что обо мне  дети отечества пожалеют."|1|.
 

 

1. С.Бураковский. Новая русская литература. От Ломоносова до Пушкина. - Новгород: Паровая типография А.С. Федорова, 1892- 154 с.

Духовные cтихи М.В. Ломоносова

УТРЕННЕЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ О БОЖИЕМ                     ВЕЛИЧЕСТВЕ 

1. Уже прекрасное светило
Простерло блеск свой по земли,
И Божия дела открыло:
Мой дух, с веселием внемли,
Чудяся ясным толь лучам,
Представь, каков Зиждитель сам!

2. Когда бы смертным толь высоко
Возможно было возлететь,
Чтоб к солнцу бренно наше око
Могло приблизившись воззреть,
Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно Океан.

3. Там огненны валы стремятся
И не находят берегов,
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков,
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят.

4. Сия ужасная громада
Как искра пред тобой одна,
О, коль пресветлая лампада,
Тобою, Боже, возжена,
Для наших повседневных дел,
Что Ты творить нам повелел!

5. От мрачной ночи свободились
Поля, бугры, моря и лес,
И взору нашему открылись
Исполнены Твоих чудес.
Там всякая взывает плоть:
Велик Зиждитель наш Господь!

6. Светило дневное блистает
Лишь только на поверхность тел,
Но взор Твой в бездну проницает,
Не зная никаких предел.
От светлости Твоих очей
Лиется радость твари всей.

7. Творец! покрытому мне тьмою
Простри премудрости лучи,
И, что угодно пред Тобою,
Всегда творити научи,
И, на Твою взирая тварь,
Хвалить Тебя, безсмертный Царь.


1743(?) 

 ПРЕЛОЖЕНИЕ ПСАЛМА 1 

1. Блажен, кто к злым в совет не ходит,
Не хочет грешным в след ступать,
И с тем, кто в пагубу приводит,
В согласных мыслях заседать,

2. Но волю токмо подвергает
Закону Божию во всем,
И сердцем оный наблюдает
Во всем течении своем.

3. Как древо он распространиться,
Что близ текущих вод растет,
Плодом своим обогатиться,
И лист его не отпадет.

4. Он узрит следствия поспешны
В незлобивых своих делах,
Но пагубой смутятся грешны,
Как вихрем восхищенный прах.

5. И так злодеи не возстанут
Пред Вышняго Творца на суд,
И праведные не вспомянут
В своем соборе их отнюдь.

6. Господь на праведных взирает,
И их в пути Своем хранит,
От грешных взор Свой отвращет,
И злобный путь их погубит.

Между 1743 и началом 1751

ПРЕЛОЖЕНИЕ ПСАЛМА 14 

1. Господи, кто обитает
В светлом доме выше звезд,
Кто с Тобою населяет
Верх священный горних мест?

2. Тот, кто ходит непорочно,
Правду завсегда хранит,
И нелестным сердцем точно
Как языком говорит.

3. Кто устами льстить не знает,
Ближним не наносит бед,
Хитрых сетей не сплетает,
Чтобы в них увяз сосед.

4. Презирает всех лукавых,
Хвалит Вышнего рабов
И пред Ним душою правых,
Держится присяжных слов,

5. В лихву дать сребро стыдиться,
Мзды с невинных не берет.
Кто так жить на свете тщится,
Тот вовеки не падет.

Между 1743 и 1747


ПРЕЛОЖЕНИЕ ПСАЛМА 145 

1. Хвалу Всевышнему Владыке
Потщися, дух мой, возсылать:
Я буду петь в гремящем лике
О Нем, пока могу дыхать.

2. Никто не уповай вовеки
На тщетну власть князей земных:
Их те ж родили человеки,
И нет спасения от них.

3. Когда с душою разлучатся,
И тленна плоть их в прах падет,
Высоки мысли разрушатся,
И гордость их и власть минет.

4. Блажен тот, кто себя вручает
Всевышнему во всех делах,
И токмо в помощь призывает
Живущаго на небесах.

5. Несчетно многими звездами
Наполнившего высоту,
И непостижными делами
Земли и моря широту.

6. Творящего на сильных нищу,
По истине в обидах суд,
Дающего голодным пищу,
Когда к Нему возопиют.

7. Господь оковы разрешает,
И умудряет он слепцов,
Господь упавших возвышает
И любит праведных рабов.

8. Господь пришельцев сохраняет,
И вдов приемлет и сирот.
Он дерзкий грешных путь скончает
В Сионе будет в род и род.

Между 1743 и 1747

М.В. Ломоносов. Духовные стихи. - М.: "Писатель", 1992 -32 с.