Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Убитый сын убитого отца - Император Павел I

Опубликовано 24.03.2024

"Коротко будет царствование твое, и вижу я, грешный, лютый конец твой. На Софрония Иерусалимского († 24.03.1801) от неверных слуг мученическую кончину приемлешь, в опочивальне своей удушен будешь злодеями, коих греешь ты на царственной груди своей. Они же, злодеи сии, стремясь оправдать свой великий грех цареубийства, возгласят тебя безумным, будут поносить добрую память твою" (монах Авель - тульский прорицатель)|1|. 

                                                                                                                                                        Не нам судить царей, цариц,
                                                                                                                                                       Нам плакать возле их гробниц... 

Указами Государя Императора Павла Петровича  были образованы Тульская губерния и Тульская епархия . 

 

Сын Императора Петра III Феодоровича и Императрицы Екатерины II Алексеевны Павел I был одним из благочестивейших Государей России. Время его правления можно назвать золотым веком в  жизни Российской империи.

А. С. Пушкин назвал его «романтическим императором», «врагом коварства и невежд» и собирался написать историю его царствования. Л. Н. Толстой считал, что «характер, особенно политический, Павла I был благородный, рыцарский характер». В письме к историку Бартеневу в 1867 году он писал: «Я нашел своего исторического героя. И ежели бы Бог дал жизни, досуга и сил, я бы попробовал написать его историю». Речь шла о Павле I. 

Присягу новому царю принимают и крепостные, значит, они подданные, люди. Впервые с высоты престола барщина ограничивается тремя днями в неделю с предоставлением крепостным выходных по праздникам и воскресным дням.

На вопрос, кто будет иметь доступ к государю с просьбами, последовал его ответ: «Все-все подданные и мне равны, и всем равно я государь». Прошения принимаются ежедневно им лично на вахт-парадах. А вскоре удивленные жители столицы узнают, что в одном из окон Зимнего дворца установлен желтый ящик и каждый может бросить в него письмо или прошение на имя государя. Ключ от комнаты хранился у самого Павла, который каждое утро сам читал просьбы подданных и ответы печатал в газетах. 

Никогда раньше Россия не имела такого могущества и авторитета в международных делах: «Этому царствованию принадлежит самый блестящий выход России на европейской сцене», – утверждает В. О. Ключевский |2|. 

Лучшей оценкой личности убиенного Царя, служат слова святого преподобного Серафима Саровского: «Император Павел Петрович как любил Церковь Святую, как чтил Святые уставы ее и сколько сделал для блага ее. Немногие из Царей русских, подобно ему, послужили Церкви Божией». Именно эти слова святого выбиты на одной из табличек, установленных на памятнике на Романовской Аллее Славы в Николо-Берлюковском мужском монастыре Московской епархии.

Святитель Иоанн Шанхайский писал: «Когда был убит Павел I, народ и не знал об этом, а узнав, долгие годы приносил к его гробу сочувствие и молитвы».

После смерти Павла I народ, действительно, не забыл своего царя-благодетеля: постоянно горели на его могиле свечи, лежали свежие цветы, а простой люд нес свои челобитные, прося небесного заступничества. В Михайловском замке на месте опочивальни Государя, где он принял мученическую кончину, устроена была церковь, а на самом месте убиения — алтарь.

Князь Н.Д. Жевахов писал в своих воспоминаниях: «Отношение Императора Павла I к Церкви было таково, что только революция 1917 года прервала работы по его канонизации, однако в сознании русского народа Император Павел давно уже причислен к лику святых. Дивные знамения благоволения Божия к праведнику, творимые промыслом Господним у его гробницы, в последние годы перед революцией не только привлекали толпы верующих в Петропавловский собор, но и побудили причт издать целую книгу знамений и чудес Божиих, изливаемых на верующих молитвами благоверного Императора Павла I».

Широким было почитание Павла I в простом народе. Как известно, его погребение состоялось  в Страстную субботу. «И в этом погребении, — писал современный церковный публицист, — народ усмотрел, что его любимый Царь получил от Бога первое Свое прославление. Ибо „Христу сопогребенные — совоскреснут со Христом“. В этот день, приложившись к Плащанице, люди шли проститься с Царем...»|3|.

 

Стихотворение Сергея Бехтеева

Род Сергея Сергеевича Бехтеева имеет длинную и славную историю, восходящую к XV в. Среди его предков - учитель будущего Императора Павла I.
Прадед поэта был в дружбе со святителем Тихоном Задонским, дед и отец его по окончании Петербургского Морского корпуса служили во флоте. 
Все старшие сыновья в роду при рождении получали имя Сергей в честь небесного покровителя семьи - Сергия Радонежского. 

 "Царь - рыцарь" 

Как я любил в дни юности моей 

Собора мрачного державную громаду 

И на гробнице царственной Твоей 

Неугасимую народную лампаду. 

В священном трепете я думами витал 

Под сводами, окутанными мглою, 

И прошлый век прилежно воскрешал 

С его причудами и прелестью былою. 

И снился мне Твой образ дорогой, 

Бесстрашный рыцарь с волей непреклонной, 

Украшенный мальтийскою звездой, 

Увенчанный российскою короной.  

 

Как был велик Ты в терниях венца 

В лучах немеркнущих святого ореола. 

Убитый Сын убитого Отца, 

Защитник родины и царского престола. 

Любил Ты истину, порядок и закон 

И чтил душою честного солдата 

Седую славу дедовских знамен, 

Прошедшую с Востока до Заката. 

Ты первый осудил с престола Своего 

Оковы горькие позорящего рабства 

И смело положил пределы для него 

Без громких слов и хитрого лукавства. 

Злосчастный узник Гатчинских палат, 

Задавленный гордынею царицы, 

Ты рано испытал с ней горе и разлад, 

Кляня правление вдовы-цареубийцы. 

 

Честолюбивая, безнравственная мать, 

Воспетая презренными рабами 

Бразды державные стремилась задержать 

Своими властными и цепкими руками. 

Законный Царь, Ты был вдали от дел, 

Всегда один от самой колыбели, 

Печален был Твой царственный удел, 

Тернистый путь и призрачные цели. 

Ты рос в тюрьме под гнетом мрачных дум, 

Глотая слезы горьких оскорблений, 

Волнуя мыслями воспламененный ум, 

Отравленный жестокостью сомнений. 

 

Тяжелый крест дала Тебе судьба, 

Наследнику крутой Императрицы, 

Тебя унизившей до жалкого раба, 

Идущего у царской колесницы. 

В своем изгнании не раз Ты испытал 

Ее любовников преступное засилье, 

И унижаемый беспомощно страдал, 

Снося без жалоб грубое насилье. 

Затворник юный пышного дворца, 

Ты был далек от радостей столицы, 

Встречая с ласкою спокойного лица 

Досужих сплетников тупые небылицы. 

Но час пришел - царица умерла 

Средь болтунов, льстецов и интриганов, 

Окончив дни разнузданного зла, 

Цареубийств и сказочных романов. 

 

И Ты вступил на заповедный трон 

С душой отзывчивой, прямой и благородной, 

 Престолу даровав Незыблемый Закон, 

Скрепленный узами твердыни первородной. 

Трудился Ты во имя общих благ, 

Свершая мудрые спасительные сдвиги, 

А вкруг Тебя ковал измену враг, 

Плетя в тиши коварные интриги. 

Ты-ж был один, как прежде, как всегда, 

Не находя сочувствия у света, 

Зажав в кулак строптивые года 

Железной волей витязя-аскета. 

Как умилялись честные сердца, 

Когда возмездием священным окрыленный, 

В гробу короновал Ты мертвого Отца 

Похищенной убийцами короной... 

 

Да, был воистину Ты Рыцарем-Царем, 

Храня в душе величье Самодержца, 

И как Помазанник Ты правил алтарем 

Отдав ему Свою святыню сердца. 

Воздвигнув пастырей из закоснелой тьмы 

Приведшей их к нужде и умаленью, 

Ты просвещал наукой их умы 

Готовя их к высокому служенью. 

Ты обеспечивал спокойный сельский труд, 

Давал правителей, годами умудренных, 

Установил нелицемерный суд 

И защищал всемерно угнетенных. 

Твоей души не подкупала лесть, 

Придворным прихвостням жилось с Тобой не сладко, 

Ценил Ты в людях правду, долг и честь, 

Являясь символом закона и порядка. 

 

И в дни безумия заморских бунтарей 

Вождю любимому Ты отдал повеленье, 

Сказав ему: "Иди, спасай царей!".. 

И он пошел и подавил волненье. 

Дивился мир на русские полки, 

Любуясь мощностью стихийной их лавины. 

И Альпы встретили победные штыки 

Склонив покорно снежные вершины. 

Гремела слава сказочных орлов, 

Царил над ними гений их Суворов, 

А там, на Ладоге, у Невских берегов 

Сплетались нити тонких заговоров. 

 

Поход на Индию блистательных дружин 

Был для Тебя смертельным приговором 

И умер Ты, державный паладин, 

С отвагой рыцарской и царственным укором. 

Злодейка Англия - гремучая змея 

Тебя ужалила неумолимым жалом, 

Чтоб отстранить опасность лезвия, 

Грозившего британским феодалам. 

Рабы сановные, сомкнувшись в тесный круг, 

В глухую ночь во славу Альбиона, 

Забыв присягу бескорыстных слуг, 

Убили Стража Веры и Закона. 

Убили рыцаря Господнего Креста 

И, посрамив правдивые скрижали, 

Историков продажные уста 

Перед потомками Тебя оклеветали.. 

 

Но день придет и в прежней чистоте 

Для назидания грядущих поколений 

Воспрянет истина в священной наготе, 

Освобожденная от долгих заблуждений. 

Рожденные столетней клеветой, 

Рассеются все призраки обмана, 

И встанет в славе Праведник Святой 

Из гроба мрачного "безумного тирана"...

1925 г.

Источники


 1.Житие и страдание отца монаха Авеля. « Русская старина»,Т.12,  №2. – Спб.;  1875 – 415 с..

2. Оболенский Г.Л. Император Павел I. - М.; ООО ТИД Русское слово-РС, 2001 - 384 с.

3. Русская линия