Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ  НА КАШИРСКОЙ И ВЕНЕВСКОЙ ЗЕМЛЕ                                                                                           


 История сохранила  время путешествия преподобного Сергия в Рязань, но как пролегал его путь точных данных нет и этим вопросом почти никто не занимался. 

Горельефы Храма Христа Спасителя  в Донском монастыре, "Сергий Радонежский благославляет Дмитрия Донского", скульптор А.В. Логановский 1847-1849 г.г.Горельефы Храма Христа Спасителя в Донском монастыре, "Сергий Радонежский благославляет Дмитрия Донского", скульптор А.В. Логановский 1847-1849 г.г.Прежде чем займемся  исследованием  этой темы,  вспомним о движении войска князя Дмитрия  на Куликово поле, так как этот вопрос достаточно изучен. Не будем утомлять читателя большим объемом информации и постараемся, как можно кратко и понятно все донести. Нас интересует отрезок пути от «Сенькиного брода» до места «Березуй».

И так, 18 августа  Дмитрий Иванович провел на Маковце у игумена Сергия, то в Москву он возвратился лишь 19 августа  и поход мог начаться не раньше утра 20 августа.  На третий день, 22 августа,  войска прибыли в Коломну. Ранним утром 23 августа  состоялось уряжение воевод на Девичьем поле, после чего сразу же вышли в направлении  устья Лопасни и на третий день, 25 августа,  достигли места переправы. 26 августа  перевозился через Оку Дмитрий со своим двором |1|.

На фото видно, что р. Лопасня вносит в Оку достаточно грунта для образования в этом месте удачного для переправы брода.оленьково.рф

Сенькин брод - устье реки Лопасня
Сенькин брод - устье реки Лопасня

 Войско двигалось в составе полков, строго соблюдая установленный порядок. Во время движения непрерывно действовало сторожевое охране­ние и велась разведка. Авангард составлял Сторожевой полк под начальством воеводы Семена Мелика, состоявший из от­борной конницы.©о.рф 

Он имел задачу обезопасить главные силы от внезапного нападения врага и поддержать «крепкую сторо­жу» — разведывательные отряды, углубившиеся в степь. За Сторожевым полком несколькими колоннами следовали ос­тальные полки: Передовой, Большой, Правой и Левой руки, Засадный. 

Окольничий Тимофей Вельяминов с отрядом осуществлял контроль за переправой. Русское войско в прежнем порядке двинулось по рязанской земле. Оно строго соблюдало наказ князя Дмитрия не трогать местное население: «Да никто не коснется единого власа». Вскоре в 30 километрах от реки Дон, у местечка Березуй, к русскому войску присоединились союз­ные полки Андрея и Дмитрия Ольгердовичей|2|.

То же пишет историк И.Ф. Афремов: «тут вступил он в Рязанские пределы (нынешнюю Тульскую губернию, по Каширскому уезду); при чем отдан , был великокняжеский приказ: «да никто же коснется единому власу Рязанския страны». Путь Димитрия лежал сначала к реке Осетру, где должен был устраивать мосты, потом на древний город Березуй (село Березово в 4-х верстах от Венева, по Епифанской дороге)»|3|.

Памятник в честь 600-летия переправы Дмитрия Донского через реку ОкуПамятник в честь 600-летия переправы Дмитрия Донского через реку ОкуИ еще: «продвигаясь вдоль западной границы Рязанского княжества, русское войско строго соблюдало приказ не трогать местное население, "ничтоже возмет у кого, и не единому власу коснется", и способствовать его присоединению к московской рати»|4|. Это понятно, ведь войскам надо было без потерь дойти, да еще вернуться.©о.рф 

Западная граница Рязанского княжества - это и есть примерно территория современного Ясногорского района, Веневского района, Веневского уезда, Каширского уезда,  где проходит и проходила большая Веневская дорога, она же и большая Каширская – от Кремля на юг..|5|.  Князь Дмитрий  в тех событиях с князем Олегом были противниками, «Веневское направление» являлось самым подходящим.©о.рф 

Ополченцы Дмитрия Московского направились к Осетру по направлению на Березуй. Здесь ополченцы остановились на отдых и отсюда посылали разведку на орду Мамая|6|..  

Современные исследователи почему-то склоняются к варианту пути по маршруту современной М-6, по направлению на Шеметово – западней Серебрянных Прудов, мимо Аннинского и Мочильского городищ |7|.Памятник в честь 600-летия переправы Дмитрия Донского через реку Оку.Памятник в честь 600-летия переправы Дмитрия Донского через реку Оку.

Так же подвергают сомнению, что Березуй – это не современное село Березово Веневского района, где останавливались 4 сентября войска, ссылаясь на существовавшие довольно жесткие правила в наименованиях населенных пунктов (место-городок)|8|.

Интересно, чем дальше от событий, тем прямолинейнее становится древняя дорога.           А раньше дороги были естественными, они не строились, как кратчайший путь из пункта А в пункт Б, а выбирался наиболее удобный путь, без частых переправ, крутых подъемов и спусков, с удобными бродами, от крепости к крепости, от яма к яму.©о.рф 

Расстояние между ямами было 35-40 верст, что составляло один обычный перегон ямской гоньбы, не требовавший смены лошадей. Через Рязань на Дон ездили по Каширской и Коломенской дорогам |9|. 

Позднее они так и характеризовались: «От Венева на север к Московской губернии пролегает, на расстоянии 60 верст, почтовый тракт в Каширу, отделяемую от границ Московских одною рекою Окою. По дороге от Каширы до Гритчина и Венева встречаются, в некоторых местах, крутые горы, где нужно тормозить экипажи; в особенности же затруднителен в весенние  своею покатостию проезд от Гритчина к Веневу. Через реку Осетр, близ сего-последнего, переправляются весною на лодках. На прочих двух реках и на всех оврагах и лощинах устроены мосты|10|. 

 Подробно описывались по пути следования реки и ручьи, и возможная навигация по ним |11|. 

В общем Каширская дорога очень древняя, через Венев, Епифань она шла из Москвы на Дон |12|. 

Эту дорогу на Венев и брод у Лопасни хорошо знали и татары, и  пользовались ими во время набегов на Русь|13|. 

И даже сейчас на спутниковых картах ее можно рассмотреть. А если проехать этим путем, то становится понятной извилистость старой дороги, в отличии от современной М-4 (ДОН).©о.рф 

Так же надо вступиться в защиту «Веневского Березуя» и на счет жестких правил в описании мест можно даже очень поспорить. И к тому же, у нас есть серьезный козырь, которого нет у других версий – это предание о Двенадцати ключах!

Прежде чем коснемся истории о 12 воинах из д. Свиридово, вспомним, что такое предание. Многие его в данном случае путают чуть ли не со сказкой и легендой ХХ века, а Д.Г. Гедеонов вообще называет мифом|14|. 

События проходили в православной Руси, а в православной России уже точно существовала часовня на источнике 12 ключей.

Предание в обиходном языке означает мнения, верования или обычаи, унаследованные потомками от предков... Сегодняшние христиане считают себя наследниками и хранителями богатств  прошлого, они видят свой долг в том, чтобы передать это наследие будущим поколениям в целости и сохранности|15|.

Само слово «предание» (греч. paradosis) означает передачу, оставление в наследство. Оно указывает, прежде всего, на само действие, то есть на процесс передачи. |16|.

…Завещать, передать потомству обычаем или законом. Живем, как передали нам отцы и деды|17|.

Предание часто – это первоисточник писания, и ставить под сомнения события, которые не отображены в письменных источниках того времени не совсем верно.

Тем более, если событие было не совсем значительным на фоне великой победы. 

Но в нашем случае это та самая значимая историческая зацепка, которая  уточняет путь следования дружин Димитрия Московского и делает нашу патриотичную версию основной. 

Источник 12 ключейИсточник 12 ключей

 Дело было примерно так. 

В деревне Свиридово на Свиридовой горе, между Веневкой и Осетром жил мужик Свирид, у которого было 12 сыновей… В 1380г. князь Московский собирал войска для сражения с Мамаем. Из каждой деревни забирали каждого десятого мужчину в возрасте от 16 до 40 лет. 

В Свиридово таких было 120 душ. Долго спорили, решили тянуть жребий. Сыновья тянули последними и жребий выпал им... Во время сражений все они погибли, а младший пронзенный копьем прикрыл знамя. Узнав об этом князь приказал отправит их тела на родину.

Их похоронили, на высоком холме, где русло реки Веневки встречается с Сухим Осетром. Вскоре у подножья холма забил источник, в котором насчитали двенадцать ключей. 

Первый веневский краевед Даниил Герасимович Гедеонов записал в середине XIX века, что на этом месте установлена часовня во имя Иоанна Предтечи, каждый год 24 июня (7 июля по новому стилю), на престольный праздник сюда стекались окрестные жители и устраивали гулянья… |18|.  

Сомнительное место здесь в том, что Дмитрий Иоаннович не мог собирать войско в Рязанском княжестве, подтверждение этого мы цитировали выше: «при чем отдан , был великокняжеский приказ: «да никто же коснется единому власу Рязанския страны»»|3|.

Старец Свирид проводил в войско князя Дмитрия двенад­цать своих сыновей. Все они погибли в битве на Куликовом поле|19|.  12 сыновей Свирида могли  добровольно  присоединиться к  войску, во время следования его в Березуй мимо Свиридово.Карта 1849  г. из Исторического обозрения Тульской губернии Ивана АфремоваКарта 1849 г. из Исторического обозрения Тульской губернии Ивана Афремова

Подведем итог. Из вышесказанного вырисовывается примерный путь движения войск на Куликово поле, от Лопасни до Березуя, который совпадает со существовавшей до недавнего времени большой Веневской дорогой(она же старый Каширский тракт, Каширка, почтовый тракт), с ее Оленковскими и Княжими воротами в засеках|20|. 

И теперь можно составить примерную схему интересующего нас  пути: брод у Лопасни - окрестности Каширы -Кончинка-Гритчино-Оленьково-Сосновка-Хрусловка-Свиридово- окрестности Венева – Березово (современные названия), не исключено, что от брода могли пойти и через Иваньково, но на этом пути нужно было преодолеть две серьезные речки: Восьму и Беспуту. Так что путь  через Кончинку и Оленьково более предпочтительный.

Напоминаем, что по пути следования устраивались мосты|3|, что является не маловажным моментом в существовании и в дальнейшем развитии этого направления.

Переходим к основной теме нашего исследования. Здесь хотелось бы подробнее остановиться  на отношениях и вражде князей Димитрия и Олега.                                                                                                     Хочется сказать, что многие летописцы нехорошо отзывались о   кн. Олеге, напротив для рязанцев он всегда был всеми любимый князь.. И по поводу его не участия в Куликовское битве, благодаря кн. Олегу литовцам не удалось соединится с Мамаем |21|.

Все же как бы там не было, 25 марта 1385 г дружина Олега Рязанского взяла Коломну |22|. В то время  Москве приходилось очень трудно от непосильных поборов Тохтамыша. Скоро во Владимир пришел лютый посол, именем Адаш, за сбором дани, или царева запроса. "Тяжкая и великая дань была по всему- княжеству Московскому: собирали с деревни, с двух-трех дворов по полтине; тогда же и золотом давали в Орду..." - говорит летописец. Олег Рязанский, воспользовался  затруднительными обстоятельствами Москвы |23|. 

Налетел по-разбойничьи... Пленил наместника, боярина Остея, удерживать город даже не пытался, разграбил, сжег, а жителей угнал..|24|. Князь Олег РязанскийКнязь Олег Рязанский

Против него была направлена рать под начальством Владимира Андреевича Храброго, но безуспешно, причем было потеряно с Московской стороны много воевод и бояр.

Сам же князь Олег Иванович в это время находился на подъеме своих воинских побед, поэтому был не столь заинтересован в поисках мира, по крайней мере, вполне мог продолжить «торговлю» вокруг его заключения. Немаловажным обстоятельством, было и то, что в  противостояние двух великих княжеств с обеих сторон были втянуты  литовские князья, а это могло помешать созданию союза Дмитрия с литовским князем Ягайло... Военные неудачи Москвы «раззадорили» и новгородцев: в этом же 1385 г. они отказываются выплачивать великому князю Дмитрию Московскому внеочередную ордынскую дань|25|.

 Великий Князь хотел мира и благоустройства внутри отечества; не мстил Князю Тверскому за его вражду и предлагал свою дружбу самому вероломному Олегу…Дмитрий хоть и послал на Рязань войско под начальством князя Владимира Андреевича, но желал усовестить Олега, зная, что сей князь любим рязанцами и мог быть своим умом полезен отечеству |26|.

Вскоре по инициативе Дмитрия Ивановича в Рязань в 1385 г. прибыло посольство для мирных переговоров, которые, однако, зашли в тупик, и послы вернулись ни с чем |27|.  Многие к Олегу ездили, но безуспешно|28|, |29|. 

В сентябре месяце 1386 г. Московский князь посетил Троицкий монастырь и его знаменитого основателя. Набожный Дмитрий попросил отслужить молебен, накормил братию, раздал милостыню, а потом обратился к Сергию с просьбою, чтобы он принял на себя посольство в Рязань, и уговорил бы Олега к вечному миру. Лучшего посредника невозможно было выбрать. Роль миротворца в те времена усобиц была одной из главных заслуг духовенства. И кто же мог сильнее всех подействовать на упрямого рязанца своими увещеваниями, как не Сергий |30|. 

Дмитрий Донской фреска в Архангельском соборе КремляДмитрий Донской фреска в Архангельском соборе КремляВ сентябре 1385 года он посетил  Сергия, и они договорились о том, что преподобный во главе княжеского посольства отправится на мирные переговоры с Олегом Рязанским. В Никоновской летописи сохранилась запись об этом посещении: «Месяца сентября князь великий Дмитрий Иванович иде в монастырь к живоначальной Троице, к преподобному игумену Сергию в Радонеж; и молебная совершив Господу Богу и Пречистой Богородице, и святую братью накорми и милостыню даде, и глаголаше с молением преподобному игумену Сергию, дабы шел от него сам преподобный игумен Сергий посольством на Рязань ко князю Олегу о вечном мире и о любви».|27|.

Противоречия в датах 1385 и1386 встречаются и в поездке кн. Димтрия к прп. Сергию, и в путешествии в Рязань. Дело в том, что  церковный новый год начинается 1 сентября и поэтому естественно 1386.

Дмитрий Иоаннович был  у прп. Сергия в сентябре, а посольство двинулось в Рязань в ноябре. Оленьково.рф

Это событие описывается многими источниками, только некоторые пишут, что преподобный ходил в Рязань по обыкновению пешком один |14|,|31|,|32|. 

И даже в замечательном фильме к 700-летию «СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ. ЗЕМНОЕ И НЕБЕСНОЕ» 71- летний старец идет пешком |33|.

В заблуждение мог ввести отрывок из летописи «и глаголаше с молением преподобному игумену Сергию, дабы шел от него сам преподобный игумен..», но там же далее следует: «Сергий Радонежский сам ездил» |27|.

Напоминаем, что это был ноябрь, а в ноябре могли быть  морозы или непролазная грязь, проблемы с переправами.

С причиной разночтений кажется разобрались.

 Той же осенью в Филиппово заговенье преподобный игумен Сергий Радонежский сам ездил с посольством на Рязань к князю Олегу Ивановичу Рязанскому от великого князя Дмитрия Ивановича Московского о вечном мире и о любви и с ним старейшие бояре великого князя. Прежде того ведь многие ездили к нему, и ни в чем не преуспели, и не смогли |24|,|25|,|26|,|27|,|30|,|34|,|35|,|36|,|37|,|38|.

Сергий ездил с боярами Никифором и Пантелеймоном |39|. 

Время для своей миссии Сергий выбрал не случайно. Рождественский пост - один из самых продолжительных в православном календаре.. За время более чем месячного поста перед Рождеством Христовым каждый уважающий себя христианин должен покаяться, облагоразумиться от неправедных дел..,  простить своих недругов. Было в чем каяться и Олегу… 

В пути была использована любая возможность для молитвы за успех очень тонкого и деликатного дела, которое было поручено миссии Сергия…
Для краткого отдыха и молитвы останавливался в попутных храмах |40|. 

Теперь пора о самом главном, о пути следования посольства князя Дмитрия  во главе с преподобным Сергием Радонежским к князю Олегу Рязанскому. 

Прошло пять лет,  кн. Дмитрий  и кн. Олег по-прежнему находятся в состоянии войны, предыдущие послы не смогли склонить Олега к миру и посылать прп. Сергия по главной рязанской дороге с множеством застав было бы рискованно. Повторимся, что князь Олег отверг все мирные предложения кн. Дмитрия и готов был к дальнейшему противостоянию.  

Скорее всего  Великий Князь из соображения безопасности направил посольство по уже 

Сани княжеские кадр из кинофильма "Житие Александра Невского"Сани княжеские кадр из кинофильма "Житие Александра Невского"

проверенному неоднократно москвичами пути |24|, на котором уже существовали мосты и переправы, как минимум со времени похода в 1380 г. Тем более была поздняя осень и проблема с переправами  была не простой, наиболее подходящий брод у р. Лопасни. Опять же можно только гадать какая была погода, ехали они на санях или на телегах, верхом? Сковало реки надежно льдом или еще нет?    

И в этот раз  наша версия имеет большое  преимущество – Венев монастырь |55|.


Встреча прп.Петра с прп.Сергием, икона в храме села ОленьковоВстреча прп.Петра с прп.Сергием, икона в храме села ОленьковоУ нас есть не только предание,  но и вещественные доказательства! Сергий Радонежский был в этом монастыре и подарил игумену Петру свой посох. ©о.рф 

Венев Николая Чудотворца монастырь известен  в 14 веке  и пользовался уже  авторитетом |41|.

В самом начале XV века князь Юрий Смоленский после свершенного им злодеяния бежит туда, «..и пребывал в пустыни у некого старца, христолюбивого игумена Петра»|35|,|42|. Значит он уже знал хорошо или во всяком случае слышал о старце. В Рязани Юрий был у князя Олега, своего тестя, не один раз в конце XIV в.|26|,|28|, вероятно  он тогда и узнает  о  деталях заключения "Вечного мира", о монастыре и об его игумене, который пользовался уважением у рязанцев  за свою истинно христианскую жизнь. Игумен Петр упоминается в Новгородской 4-й, Софийской первой, Воскресенской,  Никоновской Патриаршей, Авраамкиевской, Московской летописях, как старец, христолюбец, христолюбивый |43|.

Преподобный Сергий с боярами направляется «не по пути»|14|  к игумену Петру, как к  уже известному подвижнику в Рязанской земле. 

Мы можем только догадываться об истинных мотивах посещения прп. Сергием  игумена Петра, но если внимательно отнестись к этому событию, то можно рассмотреть причину последующего  возвышения монастыря. ©о.рф  ©В пользу патриотического стремления обители к единодержавию и то, что Сергий, друг Донского не по пути заехал...|54|. 

прп. Петр на иконе собора Тульских святыхпрп. Петр на иконе собора Тульских святых

Из описания святынь упраздненного монастыря в 19 веке: 

 «К наиболее замечательным по древности предметам принадлежащим этому храму, относятся следующие: схимонашеская одежда сотканная из волоса с изображением святых, настоятельский костыль, деревянный, подаренный по преданию преподобным Сергием игумену Венева монастыря Петру»|44|. 

Кресло XVII века и посох по преданию Сергия Радонежского. Венев монастырь |45|. Кресло XVII века и посох по преданию Сергия Радонежского. Венев монастырь |45|.

То что эти святыни бережно хранились в монастыре многие века (до советских времен), пусть и косвенно, но подтверждает  их подлинность происхождения. 

Если посмотреть на современную дорогу в Венев монастырь, то чтобы попасть туда, надо сделать небольшой крюк, да и еще возвратится назад. Но в старину существовала довольно серьезная дорога на монастырь, которая  ответвлялась от большой Веневской через Потетинские ворота. Вот как они описываются в начале 17 в.: «На большой дороге (в Потетинских воротах) поставлена дубовая башня 3 сажен, покрытая тесом дубовым и снабженная двумя мостами и двумя дубовыми створчатыми воротами. Башня, как обычно, за­щищена острогом, валом и рвом, через который перекинуты ду­бовые мосты, — «и тот ров полон воды, больше того копать немочно». Кроме того, с полевой стороны башня защищена двумя рядами надолоб. Через речку Веркушу намощен мост 5 сажен»|20|.

  Теперь можно обозначить  маршрут движения прп. Сергия в Рязань: брод у Лопасни – окрестности Каширы - Пятница-Кончинка -Гритчино-Оленьково-Сосновка-Кухтинка-Потетино-Венев монастырь - окрестности Венева-Рязань (соврм.назв.). 

Предполагаемый путь Сергия РадонежскогоПредполагаемый путь Сергия Радонежского

Из Венев монастыря посольство двинулось на Переславль Рязанский. 

Официальной столицей старая Рязань была до 16 века, но Переславль по своему расположению меньше страдал от нападений татар и потому быстро рос и приобрел значение первого города в Рязанской земле |46|. 

Прибыв к Переславлю Рязанскому, игумен остановился возле города в Троицком монастыре, переночевал здесь и на другой день поутру вступил в княжеский дворец. По словам летописи, чудный старец долго беседовал с князем о пользе душевной, о мире и о любви. Его тихие и кроткие речи произвели такое впечатление на суровое сердце Олега, что он умилился душой, забыл свою вражду и заключил с Дмитрием вечный мир и любовь в род и род|30| |47|.. 

Фреска на Сергиевском храме  1697г., в Свято-Троицком монастыре Рязани. Прп. Сергий примиряет кн. Дмитрия и кн. ОлегаФреска на Сергиевском храме 1697г., в Свято-Троицком монастыре Рязани. Прп. Сергий примиряет кн. Дмитрия и кн. Олега

Отпустил всех пленных. И тех, которых набрал в Коломне, и прежних - как выяснилось, на Рязанщине до сих пор томились некоторые воины..|24|. 

В очередной раз Сергий преуспел в своей миротворческой миссии |48|. 

Он пробыл в Переславле несколько дней и возвратился в январе |39|. Из этого видно, что само путешествие было неспешным и на обратном пути на Коломну, уже по другой дороге,  Сергием был основан Коломенский Голутвин монастырь |49|. 

И возвратился игумен Сергий с честию и славою многою на Москву к великому князю, и достойно хвалим был от всех |35|. 

В последствии этот мир был скреплен семейным союзом - сын Олега, Феодор, взял в жены дочь великого князя, Софию |50|.  

Дмитрий Донской преставился 19 мая 1389 года прожив всего 39 лет. Он был похоронен в Архангельском соборе, рядом с гробницей его отца, деда, прадеда. Преподобный Сергий присутствовал при кончине и 

Надгробие Дмитрия Донского Архангельский собор в КремлеНадгробие Дмитрия Донского Архангельский собор в Кремле

погребении угасшего во цвете лет Великого Князя Димитрия Иоанновича. |48|. Дмитрий не принял предлагавшийся ему пред смертью монашеский постриг. Он справедливо заметил, что не имел призвания к монашеству и добавил: «не спасут человека ризы монашеские, если в миру он жил неправедно». Канонизирован он на Поместном соборе Русской Православной Церкви, проходившем в Троице-Сергиевой Лавре 6-9 июня 1988 году |51|. 

Преподобный Сергий отошел ко Господу 25 сентября 1391 года.  За полгода до кончины великий подвижник удостоился откровения о времени своего отшествия к Богу. Он созвал к себе братию и в присутствии всех передал управление обителью присному ученику своему, Преподобному Никону, а сам начал безмолвствовать. Наступил сентябрь 1391 года, и Преподобный старец тяжко заболел... Еще раз собрал он вокруг своего смертного ложа всех учеников своих и еще раз простер к ним свое последнее отеческое поучение... В своей последней, прощальной, беседе умирающий старец со всею силою отеческой любви заботился напечатлеть в детски преданных ему сердцах спасительные правила иноческой жизни; он многое напомнил им из того, что говорил прежде, и наконец заповедал не погребать его в церкви, а положить на общем кладбище, вместе с прочими усопшими отцами и братиями|48|. 

Олег Иоанович Рязанский скончался 5 июля 1402 г., приняв перед смертью схиму с именем Иоаким, и был погребен в основанной им Солотчинской обители близ Переяславля. В Рязанской земле князь Олег - местночтимый святой.

 Костомаров Н.И. о князе Рязанском : «Летописцы наши постоянно рисуют этого Олега самыми черными красками и наделяют его всякими ругательствами, но рассуждая беспристрастно, мы должны признать, что этот князь был ничем не хуже других. Он скорее был несчастен, чем преступен перед судом истории. Ни одна русская земля в то время не терпела столько разорений, как рязанская. Ее, как мы видели, беспрестанно опустошали то татары, то москвичи. Олегу приходилось избирать из двух зол меньшее» |52|.   

И в заключении надо сказать, что к нашей версии можно применить слово «основная»  и что маршруты движение войск Дмитрия Донского и посольства с  Сергием Радонежским совпадают со старой Веневской дорогой, по приведенным выше схемам.

Но с историей надо быть аккуратным  и будем довольствоваться тем, что наш вариант имеет право на жизнь! 

А как хочется сказать «так и было!»,- и уже видятся туристические маршруты по следам великих событий и стоят памятные знаки, отмечаются юбилейные даты! 

 

Источники


1.  Юрий Лощиц.   Дмитрий Донской. – М; Военное изд-во, 1984 -  349 с.  

2. Отечественная военная история: с древнейших времен до наших дней: в трех томах,Том1. И.И. Басик,Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской  Федерации на 2001-2005 годы. Институт военной истории. - М; Звонница МГ,2003 - 668 с. 

3. И.Ф. Афремов. Куликово поле. – М.; тип. В.Готье, 1849 – 14 с. 

4. www.ruistor.ru 

5. Хавский П.В. Указатель дорог от Кремля Московского к заставам и границам Московского уезда. – М; Университетская типография, 1839 -19 с.  

6. Из истории земли Веневской. – Венев; 1986 -2 с. 

7. А. Н. Наумов, В. П. Гриценко, М. И. Гоняный, В. А. Касаткин. Дмитрий Донской и эпоха возрождения Руси: события, памятники, традиции : труды Юбилейной научной конференции "Дмитрий Донской--государственный деятель, полководец, святой" : Тула--Куликово Поле, 12-14 октября 2000 г.О.Н. Заидов, Г.А. Шебанин. К ВОПРОСУ О ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ ВОЙСК ДМИТРИЯ ДОНСКОГО НА КУЛИКОВО ПОЛЕ. – Тула; «Тульский полиграфист», 2001 – 158 с.  

8. www.kulikovo.narod.ru  

9. Александр Андреев.История Крыма.- М.; «Белый волк», 2002-300 с. 

10. ЖУРНАЛ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ. Книжка осьмая.- Спб.; 1848 – 209 с.  

11. Книга большому чертежу или Древняя карта Российского государства,поновленная в разряде и списанная в книгу 1627 года.Издание второе. - Спб.; Императорская Российская Академия, 1838 - 122 с. 

12. В.В. Богуславский. Славянская энциклопедия. Киевская Русь - Московия: Т. 1. - М; Олма -Пресс, 2001   – 400 с.  

13. А.А. Новосельский. Борьба Московского государства с татарами в ХVII веке. – М; Изд-во Академи Наук СССР, 1948 – 215 с. 

14. Е.В. Коновалова. Венев монастырь.В отдаленной древности среди мрачных лесов. – Тула; 2012 -140 с. 

15. Епископ Каллист (Уэр). «Православная церковь»: Дух и Литера; 2004 – 164 с. 

16. Иерей Олег Давыденков. Догматическое богословие: учебное пособие – М.; Изд-во ПСТГУ, 2005 – 36-58с. 

17. Владимир Даль.Толковый словарь живого великорусского языка (комплект из 4 книг)-М.; Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1956 -2720 с.  

18. www.veneva.ru 

19. И.О. Анисимова. Чудотворные православные источники России- М.; РИПОЛ классик , 2008 – 152,153 с. 

 20. А. Яковлев Засечная черта Московского государства в XVII веке. – М.; 1916 – 202 с. 

 21. Рязанская область: путеводитель Туристический путеводитель  «Рязанская область- 2011». – М; Авангард, 2010 – 32 с. 

 22.  Александр Андреев. Подхватившие щит. М.; Изд-во «Белый волк» 1999 – 350 с. 

23. Нечволодов Александр. Сказания о Русской Земле. Часть вторая.  - СПб.; Государственная типография, 1913 – 510 с. 

24.Валерий Шамбаров. Начало России. –М.;  «Алгоритм»,2012 – 608 с. 

25. Виноградов М.А. Дипломатия Сергия Радонежского. Договор о «вечном мире» 1385г. между Рязанью и Москвой как исторический источник русского средневековья. Московский государственный институт индустрии  туризма  имени Ю.А.Сенкевича, Россия. www.rusnauka.com 

26. Н. М. Карамзин. История государства Российского. – М; Изд-во Эксмо, 2004 –377, 395 с. 

27. Александр Александрович Косоруков. Строитель вечного пути России Сергий  Радонежский. – М.; НПЦТ "Беловодье", 2004 -  570 с. 

28. Александр Широкорад Альтернатива Москве. Великие княжества Смоленское, Рязанское, Тверское. -  М;    Издательство: АСТ, 2010 -  85 с. 

29.Евгения Львовна Рудницкая Миротворчество в России: церковь, политики,   мыслители : от раннего средневековья до рубежа XIX-XX столетий. - Наука, 2003 – 35 с.  

30.  Д. И.  Иловайский. История Рязанского княжества – М; Университетская  типография, 1858 – 181 с. 

31.Ирина Мудрова . Великие монастыри. 100 святынь православия  -  М;  Центрполиграф , 2010 -  400 с. 

32. П.И. Малицкий. Руководство по истории Русской Церкви.- М; Крутицкое Патриаршее подворье, 2000 – 142 с. 

33. СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ. ЗЕМНОЕ И НЕБЕСНОЕ. ВГТРК  2014  russia.tv  

34. Е. Н Казакова. Лицевой летописный свод XVI века: 1381-1392 гг – М; Фирма   "АКТЕОН", 2009 – 153 с. 

35. В. Н. Татищев. История российская. В трех томах. – М; издательство АСТ, 2003 – 610 с. 

36. Николай Сергеевич Борисов. Сергий Радонежский. –М; Молодая гвардия, 2006 -  296 с. 

37. Доклад на XXII Международных Рождественских образовательных чтениях,  направление «Монашеская традиция: от древности до наших дней». Архимандрит Макарий (Веретенников), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Преподобный Сергий, игумен Радонежский и созданный им Троицкий  монастырь (История, традиции и современность). mroc.pravobraz.ru 

38. Альфа и омега: ученые записки Общества для распространения священного писания в России.№ 54. – М.; Общество, 2009 – 143 с. 

39. Александр Летуновский.  Вразумитель вождей. Жизнь и подвиги Преподобного Сергия Радонежского. – М; Издательство: Яуза, Эксмо, 2014  - 95 с. 

40. Валентин Стариков. Сергий Радонежский на Рязанской земле. www.proza.ru 

41. А.И. Цепков. Свод письменных источников по истории Рязанского края XIV-XVII вв. Том 3. – Рязань; Александрия, 2005 – 24,32 с.

42. Акафист святой благоверной княгине мученицы Иулиании Вяземской и Новоторжской. – М.; ООО «Веста», 2006 – 36 с. 

43. ПСРЛ. Т. IV.405 c., T.V.256 c., Т.VIII.81 C., T.XI.203 c., T.XVI.156 c., T.XXV.237 c.

44. Приходы и Церкви Тульской Епархии. – Тула; Тульское Епархиальное Братство Св. Иоанна Предтечи, 1895 – 672-673 с. 

 45.  Н.И. Троицкий. Тульские древности. – Тула; Приокское книжное издательство,  2002 -   258 с. 

46. А.Л. Монгайт Старая Рязань Материалы и исследования по археологии СССР – М; Издательство: Академия наук СССР, 1955 – 28 с. 

47. Сергей Соловьев  «История России с древнейших времен. Том 3. От конца правления Мстислава Торопецкого до княжения Димитрия Иоанновича   Донского. 1228-1389 гг.» -  М; с   Издатель: АСТ, Фолио, 2001- 83 с .  

48. Елена Егорова. История Угреши. Выпуск 1. Сборник. - Угреша; Московская  городская организация Союза писателей России, МП "Информационный центр", - 2010 г. 288 с. 

49. Свято-Троицкая Сергиева Лавра.www.stsl.ru  

50. Карунин Евгений Александрович. Педагогическое наследие Сергия Радонежского (Духовно-нравственный аспект воспитания) : Дис.  канд. пед. Наук – М.; 2000 - 188 c.  

51. www.pravmir.ru 

52. Н. И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М; Издательство: АСТ, 2011 – 141 с.

53.www.strannik-sergey.ru

54.Известия ИМПЕРАТОРСКОГО АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА.Том 3-Спб.: ИМПЕРАТОРСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК,1861- 279 с.

 55. Достопамятности ВЕНЕВА МОНАСТЫРЯ. - М.:  1831 - 26 с.