Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Архиепископ Пимен

Опубликовано 12.09.2014

СВЯТИТЕЛЬ ПИМЕН  АРХИЕПИСКОП НОВГОРОДСКИЙ И ПСКОВСКИЙ
возглавлял кафедру во времена царствования  Иоанна Грозного.
 
 До епископства был клириком Кирилло-Белозерского монастыря Новгородскойепархии.20 ноября 1552 года хиротонисан в архиепископа Новгородского и Псковского, а 6 декабря уже прибыл в Новгород и сразу же проявил себя как деятельный и рачительный иерарх: «Еще смертоносное поветрие не престало в Новегороде, он же нача служити во святей Софеи и поставляти по обителемь игумен, а по всем церквам священники, и оттоле нача милость Божия быти, помале и поветрие преста».

За семнадцать с лишним лет правления архиепископ Пимен много сделал для преуспеяния вверенной ему епархии. Энергичный иерарх закладывает и освящает новые церкви и устраивает монастыри.

Будучи в Русской Церкви вторым лицом после митрополита, архиепископ Пимен должен был принимать участие в ответственных государственных делах. В начале 1565 года архиепископ Пимен, наряду с архимандритом Московского Чудова монастыря Левкием, возглавил делегацию в Александрову слободу, которая просила Ивана Грозного вернуться к власти.

Согласно Житию свт. Филиппа,  Пимен же запутавшись в интригах и уже плохо понимая ситуацию при дворе, преданный царю, по лживым доносам  первым внял клевете, порочившей   митрополита  Филиппа  (Колычева, † 1569: память 9/22 января, 3/16 июля), и изрек вместе с другими на службе в Успенском Соборе: «Како царя утвержает, самому же неистовая творящу».., митрополит  отвечал Пимену: «что и он скоро лишится своего престола», его слова оказались пророческими.

Однако мучения, которые претерпел архиепископ Пимен во время новгородского похода Ивана Грозного, оправдали его в глазах современников. Резкий в своих оценках А. М. Курбский не решается безоговорочно осудить главу новгородской Церкви: с одной стороны, «глаголют его похлебовати мучителю, и гонитель был вкупе на Филиппа митрополита», но, с другой стороны, «был Пимин чистаго и зело жестокаго жительства». В течение длительного времени «царь мирволил к Новогородскому владыке»..

Вскоре по доносу архиепископ Пимен был обвинен в намерении «Новгород и Псков отдати литовскому королю». Царь прибыл в Новгород и в продолжение шести недель, совершал свои страшные казни, от которых погибло несколько тысяч новгородцев и окрестных поселян. Ограблены были не только жилища граждан, но и все монастыри, все церкви, начиная с  Софийского собора: из них взяты были кроме казны священные сосуды, лучшие иконы, ризы, колокола и отправлены в Москву.

При въезде в Новгород царь не только отказался принять благословение  архиепископа, но и публично обвинил его в измене.  Будучи человеком церковным, царь все же не пожелал пропустить службу. Владыка служил литургию, невзирая на   общее замешательство. После службы Пимен повел гостей в палаты «хлеба ясти».    Коротким оказался этот невеселый пир. Возопив гласом великим «с яростью», царь велел страже схватить хозяина и разорить его подворье.

До пятисот игуменов, иеромонахов, иеродиаконов и старцев собраны были из всех новгородских монастырей, всенародно поставлены на правеж и по повелению царя забиты палицами до смерти, а потом развезены по своим монастырям для погребения.                  

Расправа Ивана Грозного с опальным владыкой произвела большое впечатление на
современников, о чем свидетельствуют не только летописные известия, но и рассказы иностранцев. Если верить сообщению Альберта Шлихтинга, царь, надругавшись над саном Пимена, сказал, что ему не пристало быть архиепископом, но следует стать скоморохом и жениться. Воплощая в жизнь свою жестокую шутку, царь велел посадить архиепископа на кобылу, которую назвал его женой, вручил святителю бубны и волынку атрибуты скомороха. Так владыку, как шута, возили по улицам города. В таком же виде отправили архиепископа в Александровскую слободу, а затем, лишив сана, сослали в Николаевский Веневский монастырь под Тулой, где он вскоре скончался. А. М. Курбский в своей «Истории» утверждал, будто царь еще в Новгороде повелел утопить архиепископа в реке.

Сохранилось два сочинения, подписанных именем архиепископа Пимена:
- Послание во Псков от 20 августа 1556 года // Субботин Н. И.. профессор. Царские вопросы и соборные ответы о многоразличных церковных чинах (Стоглав) с предисловием. — М.. 1890. — С. 416-424.
- Послание царю Ивану Грозному, «еже побарати храбре противу безбожныя Литвы и прескверных лютор» от 24 января 1563 г. и послано «под град Полтеск». // ПСРЛ. - Спб.. 1906. — Т. 13, 2-я пол. — С. 351-353 (репринт: М., 1965); М., 1965. — Т.29. — С. 306-308.

В числе книг келейной библиотеки священника Кремлевского Благовещенского собора Сильвестра сохранился автограф архиепископа Пимена — переписанный им «Масленик соборной» (ГПБ, Кир.-Белоз. собр., № 519/776).
В посланиях архиепископ Пимен проявил себя начитанным книжником.Ссылку свою Пимен провел в посте и молитве в  Венев монастыре, замурованный в стену храма, где он не мог даже встать в полный рост. Спустя год 25 сентября 1571г. по старому стилю он скончался. Архиепископ Пимен почитаем народом за свою праведную, богоугодную жизнь.

Святитель Пимен прославлен в Соборе Новгородских и  Тульских святых, память его совершается  в день кончины,  в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых,  22 сентября/5 октября в Соборе Тульских святых.