Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Преподобный Варнава Гефсиманский

Опубликовано 26.10.2014

Преподобный Варнава Гефсиманский (ВИДЕО)  в миру — Василий Ильич Меркулов, родился 24 января 1831 года в селе Прудищи, Веневского уезда, Тульской губернии. Родители Василия, Илья и Дарья Меркуловы, были крепостными крестьянами.

Люди добрые и богобоязненные, они радовались рождению сына и нарекли его в честь святого Василия Великого. Как вспоминал о своем детстве сам старец, был он мальчик шустрый и подвижный. Набожные родители отдали своего отрока в школу псаломщиков, где тот изучал Часослов и Псалтырь.

Некоторое время спустя помещик, владелец крепостных Меркуловых, продает их князю Щербатову в село Наро-Фоминское Московской губернии. Новый владелец приказывает обучить подростка слесарному делу. В свободное от ремесла время Василий посещает располагавшуюся недалеко Зосимову Пустынь и знакомится с отшельником – монахом Герондием. Это заставляет его совершить решительную перемену в жизни – посвятить себя служению Богу.

Особенно он утвердился в этом, когда в 1850 году посетил вместе с матерью Троице-Сергиеву Лавру. Спустя год Василий уходит туда вместе с Герондием, решившим закончить свою жизнь около мощей Сергия Радонежского, а в 1852 году по благословению наместника Лавры Антония переходит в располагавшийся в трех вестах от Лавры Гефсиманский скит.

Во время пребывания в скиту особенно большое влияние на будущего старца оказал монах Даниил Схимовский. 17 февраля 1856 года Василий получил отпускную грамоту, то есть свободу от помещика.

23 декабря 1857 года он становится послушником, и лишь спустя почти десять лет, 20 ноября 1866 года, уже после смерти старца Даниила, принимает монашеский постриг с именем Варнава (дитя милости, сын утешения).

В 1871 году Варнава рукоположен в иеродиаконы, 10 января 1872-го – в иеромонахи, а еще некоторое время спустя наместник Лавры утвердил его в звании народного духовника Пещер Гефсиманского скита.

С этого момента начинается известность Варнавы среди верующих. За его благословением идут паломники из многих уголков России. В свидетельствах современников, с ним общавшихся, находится множество примеров прозорливости старца.  Народ стал стекаться к нему отовсюду, и он никому не отказывал в помощи и назидании. Ежедневно он принимал от 500 до 1000 человек, каждому находя нужные слова утешения и примирения с Богом.                                       Старец прославился на всю Россию.     После событий 9 января 1905 года его посещает царь Николай II со своим семейством. Царь направился к старцу Варнаве Гефсиманскому в Черниговский скит при Троице-Сергиевой Лавре, с двумя адъютантами. Исповедь и беседа осталась тайной; единственно, что достоверно в церковном предании:  известно, что  Николай II получил благословение  на принятие мученического конца.

Много сил и трудов отец Варнава положил на создание Выксунского Иверского  женского монастыря. Обитель ведет свою историю с 1863 года, когда там в построенной богадельне появились первые насельницы. Благодаря трудам старца, к началу XX века монастырь стал процветать. Помощником       о. Варнавы  в деле устроения нового монастыря стал был его духовный сын В.Н. Муравьев (прп. Серафим Вырицкий). Сегодня св. Варнава считается небесным покровителем города Выкса, Нижегородской губернии.

Предсказания о. Варнавы сбывались с поразительной точностью. Так, многие заранее были им предупреждены о грядущих гонениях за веру, которые обрушились на Русскую Церковь в советский период. Известны и его дальнейшие предсказания: «И настанет время расцвета. Храмы опять начнут воздвигаться.

Памятник прп. Варнаве в ВыксеПамятник прп. Варнаве в Выксе

Перед концом будет расцвет».

Прозорливость была такая, что он видел содержание письма, не вскрывая его, потому некоторые письма даже не благословлял вскрывать, говоря при этом: “На это письмо отвечать не нужно”. У него окормлялось в основном купечество и мещанство – городское среднее сословие. Но был у Варнавы духовным сыном (до 1892 года) и Владимир Соловьев.  Владимиру Соловьеву не простили его “дружбу” с католиками, участие в католической мессе, причащении и так далее. Он был призван на крылечко к Варнаве и было ему сказано: “Исповедуйся теперь у своих ксензов”.

Тайно Соловьев принял католичество, он считал, что разделение церквей – не для него, Соловьев это игнорировал. Последнюю исповедь, однако же, у него принял православный священник и отпевали его по православному чину, как бы “не зная” об этом, в отпевании принимал участие иеромонах Петр Зверев, будущий соловецкий священномученик (прославлен на Соборе 2000 года).

Служение старца увенчалось блаженной кончиной в  алтаре перед святым Престолом в 1906 году 17 февраля (н.с. 2 марта). Он был похоронен в пещерной Иверской часовенке, где при жизни любил молиться. После обретения его мощей, из могилки забил живоносный источник, приносящий сегодня многим исцеление от различных недугов. До нашего времени чудом сохранился домик старца, который одаряет паломников скита своей теплотой и гостеприимством.

В 1989 году на Архиерейском Соборе был  поднят вопрос о канонизации иеромонаха Варнавы. После изучения материалов Председатель комиссии по канонизации Митрополит Ювеналий доложил Патриарху Алексию II о возможности канонизации Старца Варнавы. В 1995 году, в день Собора Радонежских святых, в Успенском Соборе   московского Кремля, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II была совершена канонизация иеромонаха Варнавы (Меркулова).

Празднование совершается в Собор Радонежских святых  6 июля (н.с.19 июля)  и в день блаженной кончины  17 февраля

(н.с. 2 марта).