Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

День народного единства, празднование Казанской иконе Божией Матери, патриарх Гермоген, Никола Тульский

Опубликовано 04.11.2018

Еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен государственным праздником. Кроме того, в начале 20 века 8 мая по старому стилю вспоминали Кузьму Минина, которого еще Петр I назвал «спасителем Отечества». Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов и день кончины Кузьмы Минина прервалась. Таким образом, можно сказать, что День народного единства не новый праздник, а возвращение к старой традиции |1|.

День народного единства отмеКазанская икона Божией Матери. Ватиканский список, хранимый ныне в Казанском Богородицком мужском монастыреКазанская икона Божией Матери. Ватиканский список, хранимый ныне в Казанском Богородицком мужском монастыречается в нашей стране ежегодно 4 ноября, начиная с 2005 года. Этот праздник установлен в честь важного события в истории России — освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году, и приурочен к Дню Казанской иконы Божией Матери. 16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в Федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России).

В этот день народного ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от иноземных захватчиков. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанской иконой Божьей Матери — покровительницы Отечества.

По благословению Патриарха Гермогена из Казани она была перенесена  (скорее всего — копия с подлинной), которая стала главной святыней ополчения. Москвичи под водительством Косьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого Патриарха Гермогена с Патриаршего Престола и заключили его в Чудовом монастыре под стражу. В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь 

одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за Православную веру».

Уже из заточения священномученик Гермоген обратился с последним посланием к русскому народу, в котором призывал крепко стоять в вере и помышлять лишь о том, как «души свои положити за дом Пречистой и за веру». Патриарх Гермоген благословил русских людей на освободительный подвиг.

Более девяти месяцев томился святитель Гермоген в тяжком заточении. 17 февраля 1612 года он мученически скончался от голода и жажды.

Известие о его смерти еще более сплотило ополченцев. Близилась решительная битва. Последние три дня перед ней почти отчаявшееся русское воинство провело в посте и молитве. И 27 октября 1612 года ожесточенное сопротивление польско-литовских отрядов было окончательно сломлено |2|.

Год рождения патриарха Ермогена определяется на основании свидетельств поляков, в 1615 г. утверждавших, что в 1610 г. им противился только «осьмидесятилетний патриарх» (АЗР. Т. 4. С. 51) т.е. примерно 1530 г. Бывший  польский комендант Москвы А. Гонсевский в 1615 г., во время съезда с царскими послами под Смоленском, упоминал, что в 1610-1611 гг. некий московский священник сообщил ему «прежние дела» патриарха, в частности, «как он в казакех донских и опосле попом в Казани бывал» (Там же. № 209. С. 481) |3|.

Существует мнение, что патриарх принадлежал к знатному роду, но оно безусловно неправильное, так как в таком случае на ряду с его иноческим именем писалась бы и мирская фамилия; этого требовал тогдашний обычай…

Наиболее интересно сведение записи на одной из вятских икон. Оно гласит, что  в 1607 году патриарх Гермоген  благославил иконой зятя своего, посадского человека города Вятки, Корнилия Рязанцева. Таким образом, скорее всего знаменитого патриарха следует считать человеком из народа.

Как прошла первая пора жизни Гермогена, мы не имеем ровно никаких известий.

Лишь с 1579 года можно проследить, да и  то отрывочно и неполно, деятельность будущего борца и мученика за родину. В указанном году Гермоген, по его собственному свидетельству, был священником казанской гостино-дворской церкви во имя св.Николы |4|.

По отзывам современников, священник Ермолай уже тогда был «муж зело премудростью украшенный, в книжном учении изящный и в чистоте жития известный». В 1579 году он, уже будучи пресвитером, стал свидетелем чудесного явления Казанской иконы Божией Матери  |2|.

 Вот как это событие описывает сам патриарх Гермоген: «Бысть же сице в лето 7087 [1579] при державе благочестиваго и христолюбиваго, благовернаго Государя Царя и великаго князя Ивана Васильевича всея Руси Самодержца, и при его благородных царевичех — князе Иване Ивановиче и князе Феодоре Ивановиче (ныне же Божиею благодатию Государь, Царь и Самодержец всея Руси), и при святейшем митрополите Антонии Московском и всея Руси, и при архиепископе Казанском Иеремее, месяца Июня 28 день, на память святыя мученицы Агрипены, бысть пожар в новопросвещенном граде Казани, по взятьи града в двадесят шестое лето, яко достовернейши сами видехомъ. Загорелся в полуденное время близь церкви святаго Николы, иже зовется Тульский, во дворе некоего воина царева Данила Онучина. И мала некая часть посаду остася, и половина града к соборней церкви и двор архиепископль остася. Болшая же часть посада: и торги все, и во граде обитель боголепнаго Преображения Спасова, и двор великого князя — увы! вся огнь всеядец пояде и пожже и без вести сотвори. Людие же христолюбивии верою не отпадше, но познаша своя согрешения, на покаяние обратишася…»|5|.

После пожара в том же году и месяце, явилась Божия Матерь и показала свой образ в виде своей иконы казанской девочке Матроне.

«Никто же притекаяй к Тебе посрамлен отходит, Пречистая Богородице Дево, но просит благодати и приемлет дарование к полезному прошению», - говорит святая Церковь.

Нам известно из истории Церкви, что многие святые подвижники удостаивались видимых посещений и явлений Божией Матери. Страницы церковной истории насыщены дивными свидетельствами чрезвычайной близости Божией Матери к верующим во Христа. За двадцать веков существования на земле христианской Церкви церковная историческая наука запечатлела массу случаев явления Богородицы подвижникам благочестия - наяву или во сне. Явления Божией Матери христианам имели целью воодушевить их на подвиги благочестия, утешить в скорбях и научить верным путям спасения. Для миллионов людей Она - Царица Неба и земли. Ее многочисленные явления по всему миру преследуют одну цель: передать нам изумительные послания Бога, предназначенные наставить нас на путь вечного счастья и мира. Счастливы те, кого Матерь Божия избрала посредниками передачи миру божественных посланий.

Богородица не показала «Свое сокровище», «чудный Свой образ», «ни святителю града, ни начальнику властей, ни вельможе или богатому, ни мудрому старцу».  Напротив, в июне 1579 года, «... после пожара в том же году и месяце», явилась Божия Матерь в виде Своей светлой иконы казанской девочке Матроне». В разных источниках возраст Матроны указан по-разному, где 8 лет, где 9.

Однако в тексте патриарха Гермогена читаем: «Но открыла... Свой образ источник неисчерпаемый приходящим с верою десятилетней девице, именем Матрона».

Удивительно, но абсолютно во всех справочных, церковных и научных изданиях, а также в энциклопедиях, в том числе специализированных. Матрону с завидным упорством называют Онучиной, считая ее дочерью некоего Даниила Онучина  (в некоторых источниках его, опять же ошибочно, называют то стрельцом, а то и купцом).

Обратимся вновь к первоисточнику. Патриарх Гермоген не называет Матрону «Онучиной». Откуда же взялась эта легенда?

 В начале своего «Сказания» Гермоген пишет, как начался пожар: «Загорелось в полдень около церкви Святителя Николая, называемого «Тульский», во дворе одного Царского воина, Даниила Онучина» . То есть он был царский воин (а не стрелец и, тем более, не купец). В «Сказании...» Онучин упомянут только как виновник пожара. Уже в другом разделе «Сказания», описании Гермогеном  боговидицы Матроны читаем: «...дочери некоего мужа из простых, имуща мудрость на войне стрелебную» . Таким образом, мы видим, что отец Матроны был из «простецов» и не имел никакого отношения к царскому воину Даниилу Онучину.

Да и проживала семья Матроны, хотя и недалеко от Даниила Онучина, но все-таки в другом доме. Отец Матроны, судя по всему, умер. Матроне видения Богородицы являлись в том дворе, где она жила: «..внезапно оказалась она посреди двора своего, в котором жилаа.. и тотчас явилась ей... икона Богородицы». Здесь же было и место, указанное Божией Матерью, откуда из земли она достала икону: «... на месте, где была печь...».  Так вот, двор их, судя по тексту «Сказания...», был, хоть на небольшом, но на определенном расстоянии от двора «царского воина»: «.. .явил Господь от земли пресветлую икону... Откуда же праведный гнев  Свой испустил, оттуда же, близ того места, на расстоянии броска камня  показал светящий благодатью луч...» .

Пресветлая икона Божией Матери велела девочке пойти в град (так назывался Казанский Кремль - крепость в центре города) и поведать о том, что она видела и где находится скрытый в земле образ, и указала ей это место .

Пресвятая Богородица неоднократно являлась Матроне, повелевая ей забыть сомнения и рассказать об этих видениях архиепископу и воеводам, «чтобы они, придя, извлекли бы образ Пречистой Богородицы от земных недр». Но девочка «была юной и не понимала повеления»  и говорила об этом лишь своей матери.

И вот настал день 8 июля (по старому стилю) 1579 г. Гермоген так описывает события, случившиеся в это время. «Однажды случилось девице той спать в полдень, и внезапно оказалась она посреди двора своего, в котором жила, и тотчас явилась ей чудная и пресветлая икона Богородицы страшным огненным образом, испуская поразительные и огненно- пресветлые лучи, так что ей казалось, будто эти сияющие от иконы пресветлые лучи сожгут ее. И был устрашающий голос от образа, сказавший девице: «Если не поведаешь о словах Моих и не пойдешь взять от земных недр Мой образ... ты... будешь болеть тяжко до конца дней жизни твоей». Девочка от такого страшного видения пришла в ужас, омертвела и лежала так немало времени.

В слезах Матрона рассказала матери о случившимся и стала требовать, чтобы мать пошла и рассказала архиепископу и правителям города о видениях и сокрытой иконе, передав ей все слова, слышанные от Девы Марии, а также показала ей место, где ей было явление. Несмотря на ранний час, мать ее быстро пошла в крепость и поставила перед воеводами свою дочь, повелев ей самой рассказать обо всем случившимся.

Воеводы, «одержимые неверием сказанному девицей о иконе, не придали тому никакого значения». Женщина, вся в слезах, вместе с дочерью отправилась к архиепископу но и архиепископ не внял ее словам и отослал ее ни с чем.

Возвратившись домой, Матрона и ее мать не отчаялись, а стали рассказывать соседям и всем людям о чудесном явлении Божией Матери и о чудной иконе. Народ удивлялся их речам, но расходился, не придавая значения этим словам. Тогда женщина взяла заступ и начала рыть землю на указанном дочерью месте. Она долго копала, не находя искомого и вскоре к ней присоединились и другие, изрыли все указанное место, но ничего не нашли. Тогда Матрона «...сама начала копать на месте, где была печь, также и другие с нею, и, выкопав немногим более двух локтей, о чудо, явилась чудотворная икона Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Одигитрии вместе с Предвечным Младенцем Господом и Богом и Спасом нашим Иисусом Христом». Икона была найдена именно на том месте, куда указывала Матроне Богородица.

Икона была завернута в ветхий «рукав однорядки вишневого сукна» , а сам образ был прекрасной сохранности и «чудно сиял светлостью, как будто был написан новыми красками. Земная грязь не коснулась чудного образа...». Немедленно устремилось бесчисленное множество народа к обретенной иконе, все молились и спешили приложиться к ней.

Так получилось, что нес святой образ будущий патриарх Гермоген, который в это время был священником при церкви Николы Гостинского, а не Николая Тульского, о чем ошибочно информируют читателей многие исследователи. Исправление, сделанное рукой самого патриарха и сохранившееся в одной из рукописей «Сказания...» , ставит все на свои места, - Гермоген сам уточняет: «Мне же тогда сущу в чину поповсте святого Николы иже зовется Гостин., каменносердечен же сый, но обаче прослезихся и припадох к Богородицыну образу и к чудотворной иконе и предвечному Младенцу Христу...» , «.. .взял его с древца, воткнутого на том месте, где была в земле та чудная икона».

Икона по повелению архиепископа была народом перенесена в ближайшую церковь Николая Тульского |6|.

Почти все источники, повествующие о явлении иконы Божией Матери Казанская упоминают храм  во имя святителя Николы Тульского.

По  преданию, икона Николая Тульского была найдена казаком Ермолаем в начале XVI века на болотистом месте недалеко от Тульского кремля. В честь этого образа рядом с кремлем был построен храм, названный Никола-на-Площади. Сюда и поместили найденную икону.

Тульский исследователь Троицкий Н.И. сообщает, что о происхождении иконы сохранилось и уже было записано такое сказание. Еще в XVI столетии один из  казаков построил в Туле, на площади, храм во имя св. Николая Чудотворца, икону которого нашел этот казак где-то на болотистом месте и поставил ее в этом храме. Эта  явленная   икона с того древнейшего времени особенно почиталась казаками. Была и в Преображенском храме эта икона св. Николая и остается доселе также весьма чтимой казаками под названием «Никола Тульский». Полнейшая до­стоверность этого предания подтверждается тем, что уже в том же XVI сто­летии в г. Казани, вскоре после взятия ее войсками царя Грозного (1552 го­да), была построена церковь св. Николая «Тульского», т. е. в честь Тульской иконы Святителя. Это свидетельствуется древним «Сказанием о явлении чу­дотворного образа  Пр. Богородицы в Казани».

 Причиной, почему вскоре по взятии Казани войском Царя Грозного од­на из церквей была построена во имя Тульской чудотворной иконы св. Ни­колая, было особое обстоятельство.

Известно, что в то время, как Грозный пошел на Казань, в 1552 году. Крымский хан Девлет-Гирей предпринял поход на Москву, с целью от­влечь русского царя от Казани, и приступил к Туле. Хан был отбит защит­никами города под руководством боярина-наместника Темкина-Ростовского. В этой блестящей победе над татарами, здесь, в Туле без сомнения ви­дели помощь и заступничество Угодника Божия и чудотворца Николая, коего явленная икона была в его церкви, что на городской плошади,- тем

более, что туляки отбили приступ татарского полчища без участия царских войск, следовательно, при явной помощи Господа Бога и Его святого угодника Николая. Этого обстоятельства не могли не иметь в виду и победите­ли Казани в том же году и, конечно, просили помощи и заступления св. угодника Николая и, одержав также блестящую победу над татарами, одну из первых церквей в новопросвещенной Казани посвятили имени св. Николая «Тульского».

 Составитель «Сказания о зачале Царства Казанского» и проч. пишет: «Царь Государь пойде с Москвы к Коломне месяца Июля в 16 день в то­же время приидоша с поля станишники поведающе благоверному царю яко идет на Резань Крымский Царь Девлет  Гирей, а с ним люди Крымския и Нагайския и иных орд и наряд с ними пушки и пищали Турского Салтана. Сия же слышав благоверный Царь прииде к Коломне, и повеле моления начати. Царь же Крымский пришед на Тульские Украины и распусти воя, а сам ста у города у Тулы. И тако Божиею милостию и пречистая его Богоматери нападе нань страх и трепет, убояся вельми скоро ко орде побеже. Воеводы же Благовернаго Царя гнаше их, и много их убиша. Слышав же православный Царь яко Крымский царь побежал, и возрадовался радостию великою и воз­дав хвалу Богу и пречистой его Матери. Того ради благоверный Царь поскорбе о приходе Крымскаго царя, зане хотя его возвратити с путного шес­твия, по совету Казанских татар. Но Бог ему не попусти разсыпати совет его... И посылает (Царь) в царствующий град к Москве, к брату своему к кня­зю Георгию Васильевичу и к царице своей Анастасии и ко отцу своему Мака­рию Митрополиту: Царь и Великий Князь Иван Васильевич всея Руси здрав­ствует, и божию помощию и пречистыя Богородицы милостию и всех свя­тых молитвами Царь Девлет- Гирей прииде, и скоро с срамом побеже, воеводы ж наши гнаша его, и многих побиша...»Современная иконаСовременная икона

Что между этими «святыми» военные люди царя Грозного видели осо­бое, даже преимущественное участие и св. Николая Чудотворца, об этом со­ставитель «Сказания» говорит следующее: «Некий человек богобоязнив, именем Тихон, слуга Ивана Петрова сына Головина, сей уязвен на брани вельми, болезнуя лежаше, во сне виде дивное чудо, яко верховнеи Апостоли Петр и Павел и прочии  мнози святая с ними ж великии святии Николае Чудотворец по воздуху ходяху, на земле ж виде, яко Московстии людие по­лки скачуще и выспр вопияху: святый Николае помози нам на брани на Ка­занское воинство, святый же Николае обратився ко святым Апостолом и глагола к ним: преблагий Бог  благоволи зде православию быти немедлите убо, но вскоре благословите, и освятите место сие, яко повеле вам Господь, Они же благословиша град Казань и светом к высоте взыдоша и невидима быша».— И еще: «Некто воин Нижегородец упразднися от стражбы чреды своея и от многаго труда возляже в кущи своей, хотя опочинути.

И слыша некоего повелеваюше ему в стати. Он же отвеша не дей меня да почину, занеже утрудися на стражи моей. И абие видев святаго Николу глаголющу ему: иди и рцы Царю и великому Князю: да повелит итти, себо предает Бог град сей Казань в руце его. Он же скоро тече и поведа сие благочестивому Царю, яко повеле ему святый Николае. И тако по Бозе благонадежен быв скоро разряди воинство свое, сам же ездя около града соглядая всякия бра­ни и хитрости и подкопы на взятии града устрой».

По «Сказанию», очевидно, св. Николай из всех святых является здесь по­борником православия и в деле взятия Казани посредником между Богом и царем. Это и увековечено в самой Казани построением одной из первых церквей во имя Тульской чудотворной иконы Великого Святителя.

Весьма примечательно, что в 1579 году, когда обретена была Чудо­творная икона Божией Матери в Казани, здесь, при церкви св. Николая Чу­дотворца «Тульского» священником был Ермолай (по преданию, из каза­ков), впоследствии святейший патриарх всея Руси. По поручению Казан­ского архиепископа Иеремии, Ермолай-Гермоген принял и поставил в своей церкви новоявленную икону Пр. Богородицы. Им же Ермолаем-Гермогеном составлено и «Сказание о явлении Чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы в Казани».

По сему можно предположить, не этот ли казак Ермолай-Гермоген был строителем и Тульской «церкви св. Николая, что на площади», где помещена также явленная икона св. Николы Тульско­го, «обретенная неким казаком»?

 И не авторитетом ли патри­арха Гермогена (в мире казака Ермолая) объясняется такое давнее и по­стоянное почитание иконы «св. Николы Тульского» именно и особенно казаками?

Эта-то известная и знаменитая из глубокой древности икона святителя Николая и составляет теперь драгоценнейшее достояние Тульского Успен­ского монастыря. Первоначально св. Икона находилась в Тульской приход­ской церкви «св. Николы, что на площади», затем, по упразднении прихода, когда церковь эта перешла к монастырю и вошла в его ограду, Икона при­надлежала уже монастырю. Потом, когда в 1842 году Николаевская церковь была разобрана и на ее месте построена Преображенская, то знаменитая икона св. Николая находилась в северном приделе ее, устроенном в честь св. Николая, где находится и теперь.

Разрушение собора свт. Николая Тульского в КазаниРазрушение собора свт. Николая Тульского в Казани

Мера иконы: длина 1 арш. 10 верш. [= 1,2 м], ширина 11 1/2 верш. [= 0,5 м]. Святитель изображен в рост. Письмо очень древнее. Риза, венец и корона на Святителе серебряные вызолоченные; на короне 30 разноцвет­ных камней разной величины. Штемпель на ризе 1780 года, на окладе с пра­вой стороны штемпель также 1780 года. Оклад с чеканным травчатым ор­наментом, шириной с обеих сторон в 7 верш. [= 0,3 м], вверху и внизу

 1/2   верш. [= 6,6 см] Изображение лика и рук Святителя покрыты слюдой. На правой стороне оклада приписано изображение пр. Симона, в рост, дл. 2 1/2 верш. [= 11,1 см] . По сторонам изображения Святителя, в круглых клеймах изображены Спаситель и Богоматерь, в рост, в облаках. Клейма кругов серебряные  и золоченные|7|, |8|.Закладка собора на месте обретения Казанской иконы Божией Матери 2016

Закладка собора на месте обретения Казанской иконы Божией Матери 2016

 

Храм «Николы Тульского»,  перестроенный в собор  существовал до советских времен, затем был частично разрушен.
В настоящее время восстановлен и находится на территории  Богородицкого мужского монастыря.

Из вышесказанного можно предположить, что донской казак Ермолай (  р. Дон начинается в современном г.Новомосковске Тульской обл.)|9| нашедший  икону свт. Николая близ Тульского Кремля, участвовавший  в обороне Тулы в 1552 году, во взятие Казани, потом  священник в казанском гостином храме св.Николая, принимавший участие в обретении Казанской иконы Божией Матери - он же патриарх Гермоген.

Уточнение.

Гермоген или Ермоген?

Во всех издания до момента прославления в 1913 году патриарх именуется как Гермоген. Но после прославления он становится Ермогеном. Такое решение принял Св.Синод, т.к. святейший патриарх Гермоген сам подписывался именем Ермоген |10|.

 

Источники


 1.www.calend.ru

2.www.patriarchia.ru

3.www.pravenc.ru

4. П.Г. Васенко. 1611-1613 гг.  Патриарх Гермоген . – Н.-Новгород: ТИПОГРАФИЯ Г. ИСКОЛЬДСКОГО,
1909 – 26 с.

5. Творенія святѣйшаго Ермогена, Патріарха Московскаго и всея Россіи, съ приложеніемъ чина поставленія въ Патріарха. — Изданіе Церковной Комиссіи по чествованію юбилейныхъ событій 1612, 1613 и 1812 годовъ. — М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1912. -  1-16 с. 

6. Православный собеседник. Выпуск 1 –  Казань: Казанский энергетический институт, 2004 – 23-27 с.

7. Н.И. Троицкий. «Тульские древности». – Тула: Приокское книжное издательство, 2002 – 178 с.

8. Приходы и Церкви Тульской Епархии. – Тула; Тульское Епархиальное Братства Св. Иоанна Предтечи, 1895 – 769 с.

9. www.stihi.ru  Любовь Самойленко, Тульский край

              ..Куда  ни  кинешь  взор  вокруг
              Бьют родники,  впадая  в  реки.
              Здесь  Дона  слышен  робкий  звук,
              Его исток с озёрной  вехи...

 10. www.pravoslavie.ru