Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Митрополит Иоанникий (Руднев)

Опубликовано 20.06.2018

(Руднев Иван Максимович; 20.02.1826, с. В. Скворчье Новосильского у. Тульской губ.- 7.06. 1900, Киев), свт. (пам. 30 авг. и 22 сент. в Соборе Тульских святых), митр. Киевский и Галицкий. Род. в семье бедного сельского диак. Максима Ивановича Руднева. Впосл. отец И. принял от сына-епископа постриг с именем Макарий и в сане иеромонаха служил в Крестовой ц. Саратовского архиерейского дома; в 1871 г. погребен в склепе под алтарем Преображенского собора (разрушен в 30-х гг. XX в.) саратовского Преображенского мон-ря. Родной брат И. свящ. П. М. Руднев служил в храмах Саратова, в т. ч. к 1878 г. в Воскресенской кладбищенской ц. По воспоминаниям И., годы детства и отрочества «были наполнены многих нужд и лишений», поэтому впосл. «во всех местах архипастырского своего служения» он «со свойственною ему энергией старался облегчить гнетущую бедность в управляемом им духовенстве и с практической мудростью и умением изыскивал меры к улучшению его жалкого и тяжелого быта» (50-летний юбилей. 1900. С. 3-4; Заслуги преосв. Иоанникия. 1878).

С 1835 по 1839 г. обучался в Новосильском ДУ, располагавшемся при Свято-Духовском мон-ре. Во 2-м классе Иван заразился тифом, и вслед за ним заболела вся семья. 25 дек. 1837 г. мать мальчика скончалась. Иван очень тяжело переживал утрату. Впосл., уже будучи Киевским митрополитом, И. на личные средства построил и в 1894 г. освятил 6-престольный храм над ее могилой, выделив на вечное поминовение родных и на ремонт храма 10 тыс. р. неприкосновенного капитала. С 1839 по 1845 г. обучался в Тульской ДС. Проявил «блестящие успехи» в учебе и, еще находясь в среднем отд-нии семинарии, был приглашен инспектором обучать его детей; в высшем отд-нии давал уроки в младших классах за отсутствующих учителей. За год до окончания полного курса семинарии, как лучший ученик, был определен в КДА.

В 1849 г. окончил академию первым по списку со степенью магистра богословия. В сент. того же года по предложению ректора КДА архим. Димитрия (Муретова) избран Академической конференцией наставником на кафедре Свящ. Писания вместо инспектора архим. Феофана (Авсенева). Через месяц, 11 окт., согласно личному прошению, поданному 1 июля, еще в бытность студентом, Руднев был пострижен в монашество архим. Димитрием в лаврской пещерной ц. прп. Антония Печерского. Получил монашеское имя в честь прп. Иоанникия Великого. Его восприемником в монашестве стал известный подвижник иеросхим. Парфений (Краснопевцев). 6 нояб. того же года в лаврской ц. во имя свт. Михаила по ходатайству Внешнего академического правления Киевским митр. Филаретом (Амфитеатровым) И. был рукоположен во диакона, а 7 нояб. в пещерной Феодосиевской ц.- во иерея. В 1850 г. награжден набедренником, а 6 нояб. «за отличное благонравие и ревность в исполнении своих обязанностей» возведен в звание соборного иеромонаха Киево-Печерской лавры. С этого момента начинается быстрое продвижение И. по адм. лестнице.

В 1850-1853 гг. И. служил помощником инспектора академии, преподавал обличительное и догматическое богословие. 6 нояб. 1851 г. получил звание бакалавра. По отзыву коллег, лекции И. отличались «глубокой критикой» (Юбилейный сб. 1899. C. XV). Один из учеников вспоминал, что во время лекций И. «ставил... интересные вопросы, для решения которых нет прямых догматических указаний… В учении об ангелах он подвергал исследованию вопросы о том, имеют ли ангелы, не имеющие материальности, какую-либо индивидуальную личную форму, отличающую их одного от другого, и в чем она может состоять; как сообщаются они между собою и какие могут быть ангельские языки; ограничиваются ли ангелы пространством и где жилища ангелов, в чем состоит их служение Богу, какое их отношение к миру человеческому, сами ли они являются нашими руководителями и благотворителями или посылаются на служение людям манией воли Божией; у каждого ли человека есть свой ангел-хранитель и в чем состоит его содействие человеку, к которому он приставлен… Когда Иоанникий читал нам отдел из догматического богословия об ангелах, он дал нам тему для месячного сочинения: «Возможно ли покаяние для злых духов?»» (Певницкий В. Ф. Мои воспоминания: Студенческие годы. 1851-1855. К., 1911. С. 167-168). Большинство научных публикаций, а также статей, посвященных житиям святых, нравственно-религ. вопросам и проблемам совр. жизни, были написаны в киевский период его служения. Работы И. печатались в основном в «Воскресном чтении». Эти труды характеризуют И. как строгого аскета. В ст. «Несколько замечаний в предостережение от неумеренного стремления к удовольствиям» он писал: «Стремление к удовольствиям, и тем паче чувственным, несообразно и с достоинством человека: оно унижает его до бессловесных животных», «…ужели же можно думать, что шутя и забавляясь можно сделаться совершенным и достигнуть уподобления Богу?» (Юбилейный сб. С. 485-486). Подобными мыслями проникнуты и др. его сочинения.

В 1852-1853 гг. И. исполнял должность инспектора академии. В сентябре 1853 г. определен членом внутреннего академического правления. В 1856 г. назначен инспектором академии, решением Святейшего Синода от 9 июля того же года утвержден в звании экстраординарного профессора. Назначен членом Конференции, Внешнего академического правления и Киевского духовно-цензурного комитета, а 21 дек. возведен в сан архимандрита с присвоением степени настоятеля третьеклассного монастыря. Летом 1857 г. по поручению Синода инспектировал Полтавскую и Екатеринославскую семинарии. С 7 апр. по 29 июля 1858 г. И. занимал должность ректора академии и профессора богословских наук, а также настоятеля киевского Братского в честь Богоявления монастыря. 14 апр. 1858 г. награжден орденом св. Анны 2-й степени.

6 окт. 1858 г. 32-летний архимандрит был назначен на должность ректора и профессора богословских наук КДС. По его предложению было увеличено число членов правления семинарии. И. возглавлял семинарию чуть более года. За это время было улучшено ее экономическое состояние, создан ж. «Руководство для сельских пастырей», 1-й номер которого вышел уже при следующем ректоре, в 1860 г. Одновременно с назначением ректором семинарии И. был определен настоятелем второклассного киевского Пустынно-Никольского мон-ря; 1 нояб. того же года утвержден членом Киевской духовной консистории; 30 марта 1859 г. назначен благочинным мон-рей Киевской епархии; летом того же года инспектировал Воронежскую и Орловскую семинарии.

4 дек. 1859 г. указом Синода И. был назначен ректором КДА и настоятелем первоклассного Братского Богоявленского монастыря. КДА, как и многие учебные заведения в те годы, была охвачена студенческими волнениями. И. добился «умиротворения» академии, но ненадолго - в 1861 г., уже после его отъезда в С.-Петербург, беспорядки вспыхнули вновь. По предложению И. в КДА были введены годовые экзамены для всех студентов и по каждому предмету, а также учреждены экзаменационные комитеты. Во время ректорства И. вышел 1-й номер «Трудов КДА». Для подготовки академического журнала немало сделали и его предшественники, но именно И. считается основателем и 1-м редактором «Трудов...». И. проявил и свои хозяйственные способности: в Братском мон-ре, на территории к-рого располагалась академия, была отремонтирована ограда, обустроено летнее помещение для богомольцев и др. Характерная для сер. ХIХ в. практика частой ротации кадров в духовных академиях не миновала и И. Уже 6 окт. 1860 г. он был перемещен на должность ректора СПбДА с оставлением за ним степени настоятеля первоклассного монастыря. В столичной академии И. прослужил более 3 лет и впосл. называл этот период «лучшим временем своей жизни». По его инициативе в 1861 г. в низшем отд-нии академии было осуществлено разделение предметов на 2 группы - физико-математическую и историческую, а также введено изучение одного из новых языков. По свидетельству современников, со студентами у И. сложились весьма теплые отношения, многим из них он оказывал как моральную, так и материальную поддержку. Студенты же перед отъездом И. из академии в благодарность купили на собранные деньги панагию и преподнесли своему бывш. руководителю. В С.-Петербурге И. исполнял также ряд др. обязанностей, прямо не связанных с академией. 4 дек. 1860 г. он определен главным блюстителем преподавания Закона Божия во всех учебных заведениях столицы и ее окрестностей, а 20 дек. того же года утвержден членом С.-Петербургской духовной консистории и членом Комитета по преобразованию духовно-учебных заведений, где работал под рук. своего учителя Херсонского архиеп. Димитрия (Муретова). В июне 1862 г. инспектировал Смоленскую и Полоцкую семинарии.

16 мая 1861 г. И. был назначен на вакансию епископа Выборгского, 2-го викария С.-Петербургской епархии, с оставлением в должности ректора. 12 июня того же года в Троицком соборе Александро-Невской лавры И. был хиротонисан во епископа. В С.-Петербургский период жизни И. был награжден орденом св. Анны 2-й степени, украшенным имп. короной (29 апр. 1861), и орденом св. Владимира 3-й степени (31 марта 1863).

12 янв. 1864 г. И. был назначен на самостоятельную Саратовскую и Царицынскую кафедру, к месту служения прибыл 28 февр. того же года. После ходатайства И. в 1865 г. было разрешено планировавшееся еще еп. Евфимием (Беликовым) издание «Саратовских ЕВ». Первые 2 года служения И. посвятил в основном длительным поездкам, знакомству с жизнью приходов, бытом и проблемами местного духовенства. Поездки И. совершал «без маршрута», в тарантасе, в сопровождении лишь одного келейника, в связи с чем его нередко принимали за простого монаха, «ибо архиереи в такой простоте ранее никогда не ездили» (Юбилейный сб. С. XXII). По признанию И., только за 1-й год он «успел осмотреть около трети епархии» (Слова по возвращении в Саратов. 1865. № 3. С. 13). Результатом поездок по епархии стала реформа в сфере благочиннического управления (архиерей заменил назначение благочинных их выбором на окружных съездах), а также создание ряда благотворительных и просветительных об-в, к-рые впосл. стали образцовыми и для др. епархий. 26 сент. 1865 г. И. утвердил проект устава Об-ва взаимной помощи заштатным священно- и церковнослужителям Саратова и сиротствующим семьям, с 1869 г. устав действовал в об-вах по всей Саратовской епархии. 30 нояб. 1865 г. в Саратове было открыто жен. епархиальное уч-ще, при к-ром действовал приют для малолетних детей бедного духовенства, официально открытый при преемнике И. еп. Тихоне (Покровском). Также И. организовал отд-ние для престарелых священно- и церковнослужителей.Автограф митр. ИонникияАвтограф митр. Ионникия

Для борьбы с расколом в нач. 1866 г. при Киновийском подворье Саратовского архиерейского дома И. основал Православное церковное братство Святого Креста, пожертвовав на него значительные суммы из личных средств. 5 нояб. того же года, после утверждения его устава Синодом, состоялось офиц. открытие братства, а весной следующего года в Саратове и Хвалынске - открытие пунктов для публичных собеседований с раскольниками. Для содействия братству в Саратовской ДС была учреждена новая кафедра, где изучалась история раскола. В короткий срок братство получило широкую общественную поддержку и превратилось в центр духовной жизни Саратовской епархии. В 1868 г. при братстве открылась бесплатная б-ка с книгами преимущественно религиозно-нравственного содержания, а также учрежден «благотворительный союз», к-рый главной целью для себя ставил «выводить из крайней нужды трудолюбивые семейства, оказывая им временные пособия, как денежные, так съестными и другими предметами, взаимообразно или безвозвратно, а также содействовать городскому обществу в сокращении числа нищенствующих детей». В «благотворительный союз» могли вступать как члены братства, так и посторонние лица. Вскоре его филиалы были созданы не только в городах, но и во мн. селах Саратовской епархии. Впосл. при братстве были устроены бесплатная столовая для бедных и ремесленная школа, или «учебно-заработный дом для круглых сирот, без различия сословий, для обучения этих сирот грамоте и ремеслам». В 1868 г. братство учредило в Саратове уч-ще для подготовки наставниц в сельские школы, на содержание к-рого И. давал от себя ежегодно 200 р. И. принимал самое деятельное участие в беседах с раскольниками; по воспоминаниям очевидцев, был убедительным и в то же время терпеливым собеседником. По мнению И., главная цель дискуссий с сектантами и раскольниками состояла в том, чтобы пробудить в слушателях сомнение, вызвать беспокойство в их совести, поколебать уверенность, а не в том, чтобы переговорить иноверных собеседников или возвратить в церковь на показ одного-двух, забыв о влиянии на массы.

Главным источником средств, необходимых на содержание благотворительных и просветительных учреждений, стали доходы епархиального свечного завода при архиерейском доме. Организованное на средства И. предприятие в 1869 г. было передано в ведение епархиального духовенства, и, по данным на 1878 г., его прибыль составляла до 40 тыс. р. в год. Инициатива И. дала толчок созданию подобных епархиальных свечных заводов по всей империи. При его деятельном участии был принят указ Синода, согласно которому для увеличения средств на епархиальные нужды, особенно на нужды духовных уч-щ, по представлению съезда духовенства и с разрешения архиерея в епархии могли учреждаться свечные заводы, а при церквах - свечные лавки и устанавливаться обязательная для епархиальных церквей покупка свечей этих заводов (Указ Синода от 10 янв. 1871; Определение Синода от 25 июля 1879). Позже благодаря настойчивости И. появился общегос. Закон о монопольном праве епархий на изготовление и продажу церковных свечей. Для увеличения епархиальных доходов И. добился постройки обширного каменного корпуса архиерейского дома; этот корпус сдавался под квартиры и магазины.

Активная деятельность И. в Саратовской епархии была по достоинству оценена властями. 17 марта 1866 г. «за благоразумную деятельность по управлению вверенною епархией и заботливость о местных духовно-учебных учреждениях» он награжден орденом св. Анны 1-й степени, а 31 марта 1874 г., уже после перевода в Нижегородскую епархию,- орденом св. Владимира 2-й степени за «просвещенную пастырскую деятельность», за «заботы о мерах к вразумлению и возвращению в недра св. Церкви заблудших чад», за «попечительность в открытии способов призрения и воспитания сирых детей духовенства».

13 июня 1873 г. И. был утвержден епископом Нижегородским и Арзамасским. Выехал из Саратова 13 июля 1873 г. Приезд И. в Н. Новгород совпал с проведением в городе епархиального съезда духовенства. 22 авг. епископ предложил съезду учредить приют для малолетних сирот - детей духовенства, на создание и содержание к-рого пожертвовал более 9 тыс. р. Приют был открыт 26 сент. 1875 г. в отдельном здании при епархиальном жен. уч-ще. В том же году при семинарской церкви И. учредил братство Св. Креста по образцу саратовского, преследовавшее те же цели - благотворительность и борьбу с расколом. При Оранской в честь Владимирской иконы Божией Матери пуст. он основал ремесленную школу на 40 чел. «для поступления тех детей духовенства, которые оказались бы неспособны к прохождению наук в училищах»; ок. 1875 г. в Серафимовом Дивеевском мон-ре организовал литографскую мастерскую; в епархиальном жен. уч-ще учредил 2 именные стипендии, за что получил благодарность императора. 12 сент. 1876 г. в отдельном 4-этажном доме при Нижегородской ДС епископ открыл 1-е в России общежитие для «своекоштных» воспитанников, прежде проживавших на частных квартирах. При этом 108 из 288 учащихся были поселены в нем бесплатно. Как и в Саратове, основным источником средств для устройства благотворительных и просветительных учреждений стал свечной завод, доходы которого существенно повысились. Др. источником финансирования стали добровольные пожертвования, прежде всего самого преосвященного.

14 февр. 1877 г. И. получил звание почетного члена СПбДА, 14 февр. (по др. сведениям, 27 марта) того же года возведен в сан архиепископа, а 8 дек. определен архиепископом Карталинским и Кахетинским со званием экзарха Грузии и члена Святейшего Синода. Проявив себя как тонкий дипломат, И. быстро изучил груз. язык и дозволил использовать его во время богослужения. Он также добился открытия при Тифлисской ДС кафедры груз. языка, увеличил содержание учащимся и с целью помощи беднейшим воспитанникам организовал в 1880 г. братство ап. Андрея Первозванного. По ходатайству И. преподавание груз. языка стало обязательным во всех духовных школах Грузии и разрешено в светских. Благодаря И. в 1879 г. в Тифлис из Мцхеты (мон-рь Самтавро) было перенесено жен. епархиальное уч-ще с приютом для малолетних сирот духовенства. На его благоустройство И. пожертвовал 40 тыс. р., а затем на протяжении всего пребывания в Грузии отдавал все свое жалованье по званию экзарха в пользу уч-ща. После кончины И. уч-щу было присвоено его имя (Перадзе. 1901. С. 361). Вообще же за четыре с половиной года служения он пожертвовал на нужды духовного образования 28 тыс. р. Кроме того, как и на предыдущих местах служения, важным источником финансирования духовных учебных заведений стал свечной завод. Для этого И. пришлось добиться передачи контроля за торговлей церковными свечами духовенству, т. к. ранее этим занимались светские власти. Большое внимание уделял возрождению груз. церковных муз. традиций; по его инициативе преподавание груз. церк. пения было введено в программу духовных школ. Не оставил И. и свою миссионерскую деятельность, устроив при братстве ап. Андрея Первозванного собеседования с молоканами. Особое внимание И. уделял восстановлению Православия среди исламизированного груз. населения Аджарии, территория к-рой была занята Турцией в сер. XVI в. и возвращена в состав груз. земель в 1878 г. Паства запомнила И. как щедрого и справедливого архиерея. В 1899 г., спустя 17 лет после перевода из Грузии, груз. общественность направила в Киев поздравительную депешу на имя И. в связи с 50-летием его архиерейского служения. 8 дек. 1879 г. за пожертвование на содержание сирот в епархиальном жен. уч-ще И. объявлена благодарность от имп. Александра II. 30 авг. 1881 г. он награжден орденом св. Александра Невского. В том же году избран почетным членом КазДА, в следующем - КДА, в 1892 г.- МДА.

С 27 июня 1882 г. митрополит Московский и Коломенский, священноархимандрит Троице-Сергиевой лавры. 7 окт. того же года утвержден в звании председателя Православного миссионерского об-ва. В 1883 г. стал участником знаменательных событий. 15 мая возглавил совершение чина коронования имп. Александра III в Московском Кремле, 26 мая в присутствии императора освящал Христа Спасителя храм, к-рый называл «дивным памятником дивного спасения России Господом». 2 июня того же года И. участвовал в торжественном открытии ГИМ, освятил залы музея. 28 нояб. 1887 г. И. освятил Александро-Невскую часовню (архит. В. О. Шервуд) в память о гренадерах, павших под г. Плевной (Болгария). За время управления Московской митрополией И. освятил в Москве более 30 храмов, в т. ч.: 11 сент. 1882 г.- во имя св. Александра Невского при Александровском приюте на Молчановке, 7 окт. 1882 г.- во имя св. Александра Невского при училище принца Ольденбургского, 1 июня 1883 г.- во имя Св. Троицы при Свято-Владимирской больнице, 27 авг. 1883 г.- обновленный храм во имя прп. Пимена Великого в Нов. Воротниках, 2 февр. 1885 г.- в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на ул. Б. Серпуховская, 27 апр. 1886 г.- в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Александро-Мариинском приюте, 21 окт. 1886 г.- в честь Казанской иконы Божией Матери у Калужских ворот, 17 окт. 1886 г.- в честь Введения во храм Пресв. Богородицы в Мариинском жен. епархиальном уч-ще на ул. Б. Ордынка, 6 сент. 1887 г.- во имя вмч. Пантелеимона в Бахрушинской больнице, 22 нояб. 1887 г.- во имя прор. св. Анны в Доме призрения им. Мазуриных, 24 нояб. 1889 г.- во имя свт. Филарета Милостивого при Ермаковской богадельне, 3 июня 1890 г.- во имя свт. Григория Неокесарийского в Павловской больнице у Серпуховской заставы, 12 окт. 1890 г.- в честь иконы Божией Матери «Знамение» во 2-й Градской больнице, 20 июня 1891 г.- во имя святых князей Феодора, Давида и Константина в Морозовской богадельне. Среди монастырских храмов, освященных И.,- ц. Всех святых (1887-1891) в московском во имя прп. Алексия, человека Божия, мон-ре, ц. свт. Иоанна Златоуста (1888-1891) вДонской иконы Божией Матери московском мон-ре, храмы в Гуслицком в честь Преображения Господня мон-реЕкатерины вмц. муж. мон-реГефсиманском скиту. Митрополит принимал деятельное участие в проектировании и строительстве московского Скорбященского мон-ря (освятил в 1891 ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери), Воздвижения Креста Господня и в честь Иерусалимской иконы Божией Матери жен. мон-ря в с. Лукине.

Также И. основал Кирилло-Мефодиевское братство для поддержки и создания церковно-приходских школ Московской епархии, открыл Мариинское жен. епархиальное уч-ще; расширил и переоборудовал свечной завод, на доходы от к-рого устроил общежития при 2 семинариях и неск. уч-щах; учредил об-во взаимопомощи духовенства. Оказывал покровительство и деятельную помощь братству свт. Филарета Московского, учрежденному в Коломне с целью «каждогоднего вспомоществования недостаточных учеников духовного училища», 17 марта 1886 г. утвердил устав братства.

И. принял участие в реформе духовных академий и во введении академического Устава 1884 г., согласно к-рому архиереи приобретали больший контроль над высшими духовно-учебными заведениями. Много позже, в 1896 г., возглавляя комиссию, призванную составить план частичной реформы духовного образования, для введения еще более жесткой редакции устава он заявлял: «Цель духовно-учебных заведений есть подготовление достойных кандидатов для непосредственного служения Св. Церкви в звании пастыря стада Христова, учителя народа в духе православия, воспитателя и наставника в средних и низших духовно-учебных заведениях. Следовательно, эти заведения по своей цели не образовательные, а специальные» (Тарасова. 2005. С. 345).

В 1-й пол. 80-х гг. XIX в. И. получил неск. высоких светских наград. 7 нояб. 1882 г. кн. Черногорским Николаем награжден орденом кн. Даниила 1-й степени, 15 мая 1883 г., в день коронации имп. Александра III,- бриллиантовыми украшениями к ордену св. Александра Невского, 31 окт. 1885 г.- орденом св. Владимира 1-й степени. Однако после приезда весной 1891 г. в Москву нового генерал-губернатора, вел. кн. Сергея Александровича, положение И. пошатнулось: митрополит не смог сотрудничать с вел. князем. 17 нояб. того же года И. был назначен на Киевскую кафедру, вакантную после кончины митр. Платона (Городецкого). За месяц до нового назначения, 15 окт., обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев писал имп. Александру III: «Московский митрополит Иоанникий, человек безупречный в нравственном отношении, по характеру своему не пришелся по Москве. Он сух и необщителен, а Москва имеет свои особенности: там любят ласковое обращение и приветливость. Его не полюбили в Москве, и, кажется, сам он это чувствует. В Киеве положение его было бы удобнее и свойственнее его природе» (ПисьмаПобедоносцева к Александру III. М., 1926. Т. 2. C. 249). Перевод в Киев И. воспринял достаточно болезненно. В прощальной речи в храме Христа Спасителя 8 дек. 1891 г. он сказал об этом прямо: «…совершенно неожиданно было для меня таковое назначение. Достигши, по милости Божией, таких лет, когда естественно помышлять не о перемещениях на земле… а о переходе в другую жизнь, я думал сложить кости свои среди паствы московской… Не мне, не теперь, не с сего священного места судить, каково было сие служение» (Юбилейный сб. С. 296).

В Киеве И. продолжил свою деятельность по созданию благотворительных об-в и поддержанию духовно-учебных учреждений. По традиции серьезное внимание он уделил свечному заводу, доходы к-рого за время его управления епархией выросли почти десятикратно. По инициативе И. были созданы епархиальные об-ва взаимопомощи и об-ва по образованию пожарного капитала. Продолжая миссионерскую деятельность, борясь с распространившимся в Киевской епархии штундизмом, в 1896 г. И. основал противосектантский ж. «Миссионерское обозрение». В 1899 г., во время празднования 50-летия своего священнослужения, пожертвовал 50 тыс. р. на устройство епархиальной богадельни для престарелых церковно- и священнослужителей, их вдов и сирот. Однако не все начинания И. воспринимались в обществе положительно. Так, большое возмущение в среде киевской интеллигенции вызвали санкционированные митрополитом разрушение в Киево-Печерской лавре трапезной палаты кон. XVII в. (на ее месте в 1894 была выстроена новая трапезная в визант. стиле) и уничтожение живописи XVIII в. в интерьере Великой лаврской церкви. Но в целом в церковных делах авторитет И. был непререкаем. 12 мая 1895 г. был награжден орденом ап. Андрея Первозванного. 9 сент. 1896 г. в сослужении 6 епископов в Чернигове прошло торжество по поводу открытия мощей свт. Феодосия (Углицкого). 25 дек. 1898 г., после кончины С.-Петербургского митр. Палладия (Раева), И. стал первенствующим членом Синода. Впервые это место занял не С.-Петербургский митрополит. При этом у И. складывались достаточно непростые отношения с обер-прокурором. Так, известны случаи, когда, уже будучи первенствующим членом Синода, И. вынужден был из-за несогласия с политикой Победоносцева прерывать заседание и покидать собрание.

В кон. 1899 г. широко отмечался 50-летний юбилей церковного служения святителя. 7 нояб. имп. Николай II пожаловал ему бриллиантовые знаки к ордену ап. Андрея Первозванного. 4 дек. И. был избран почетным членом Императорской АН. Тогда же вышел «Юбилейный сборник», к-рый включал большинство проповедей и религиозно-нравственных рассуждений митрополита. В предисловии к сборнику И. называли «образцовым церковным оратором киевской школы». Наиболее душевные отношения сложились у И. с наместником Киево-Печерской лавры Сергием (Ланиным). Во время наречения последнего в 1896 г. епископом Уманским и вручения жезла И. произнес наставления, которые ярко характеризуют самого митрополита: «Благоразумный отец при воспитании детей своих употребляет и меры строгости, растворяемой любовью, и меры кротости, не дающие детям повода выходить из повиновения ему, и свои прихоти поставлять в уровень с его властью. Так должен действовать и истинный пастырь пасомых. Излишняя снисходительность, а правильнее сказать слабость, ложно называемая любовью, ведет к распущенности и своеволию; непомерная строгость, видящая и в маловажных ошибках великие преступления, вооружает паству против своего пастыря. Вернейшее средство избегнуть той и другой крайности - всеми силами души позаботиться при содействии благодати Божией воспитать в себе такое расположение к пасомым, какое выражает св. Апостол словами: кто изнемогает, с кем бы я не изнемогал? Такое настроение души без особой проницательности, доступной не всякому, научит, как в действиях своих сочетать милость и истину, правду и мир» (Там же. С. 70).

В 1900 г., возвратившись из С.-Петербурга ранней весной, И. выглядел бодрым, «в совершенном здравии» переехал «на летнее местожительство» в Голосеевский в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь, Но 31 мая 1900 г., после отдыха на открытой террасе, престарелый архиерей простудился. Посетивший его врач Янченко констатировал пневмонию. Несмотря на принятые меры, болезнь усиливалась и вскоре осложнилась воспалением дыхательных путей. В ночь на 4 июня святитель причастился Св. Таин из рук духовника иером. Алексия. Вызванный еп. Уманский Сергий (Ланин) совершил над умирающим таинство Елеосвящения. Архимандриты и иеромонахи перенесли тело почившего из Голосеевской пуст. в Киево-Печерскую лавру. Прибывший в Киев митр. Московский и Коломенский сщмч. Владимир (Богоявленский) был специально назначен Синодом для погребения почившего иерарха. 11 июня И. был похоронен в Крестовоздвиженской ц. в Ближних пещерах Печерской лавры, рядом с Киевскими святителями Филаретом (Амфитеатровым) и Филофеем (Успенским).

По благословению Святейшего Патриарха Пимена (Извекова) 3 июня 1987 г. имя И. было внесено в Собор Тульских святых. Составлены тропарь и кондак.

 Источник


www.pravenc.ru