По преданию, икона Николая Тульского была найдена казаком Ермолаем в начале XVI века на болотистом месте недалеко от Тульского кремля. В честь этого образа рядом с кремлем был построен храм, названный Никола-на-Площади. Сюда и поместили найденную икону.
Тульский исследователь Троицкий Н.И. сообщает, что о происхождении иконы сохранилось и уже было записано такое сказание. Еще в XVI столетии один из казаков построил в Туле, на площади, храм во имя св. Николая Чудотворца, икону которого нашел этот казак где-то на болотистом месте и поставил ее в этом храме. Эта явленная икона с того древнейшего времени особенно почиталась казаками. Была и в Преображенском храме эта икона св. Николая и остается доселе также весьма чтимой казаками под названием «Никола Тульский». Полнейшая достоверность этого предания подтверждается тем, что уже в том же XVI столетии в г. Казани, вскоре после взятия ее войсками царя Грозного (1552 года), была построена церковь св. Николая «Тульского», т. е. в честь Тульской иконы Святителя. Это свидетельствуется древним «Сказанием о явлении чудотворного образа Пр. Богородицы в Казани».
Причиной, почему вскоре по взятии Казани войском Царя Грозного одна из церквей была построена во имя Тульской чудотворной иконы св. Николая, было особое обстоятельство.
Известно, что в то время, как Грозный пошел на Казань, в 1552 году. Крымский хан Девлет-Гирей предпринял поход на Москву, с целью отвлечь русского царя от Казани, и приступил к Туле. Хан был отбит защитниками города под руководством боярина-наместника Темкина-Ростовского. В этой блестящей победе над татарами, здесь, в Туле без сомнения видели помощь и заступничество Угодника Божия и чудотворца Николая, коего явленная икона была в его церкви, что на городской плошади,- тем более, что туляки отбили приступ татарского полчища без участия царских войск, следовательно, при явной помощи Господа Бога и Его святого угодника Николая. Этого обстоятельства не могли не иметь в виду и победители Казани в том же году и, конечно, просили помощи и заступления св. угодника Николая и, одержав также блестящую победу над татарами, одну из первых церквей в новопросвещенной Казани посвятили имени св. Николая «Тульского».
Составитель «Сказания о зачале Царства Казанского» и проч. пишет: «Царь Государь пойде с Москвы к Коломне месяца Июля в 16 день в тоже время приидоша с поля станишники поведающе благоверному царю яко идет на Резань Крымский Царь Девлет Гирей, а с ним люди Крымския и Нагайския и иных орд и наряд с ними пушки и пищали Турского Салтана. Сия же слышав благоверный Царь прииде к Коломне, и повеле моления начати. Царь же Крымский пришед на Тульские Украины и распусти воя, а сам ста у города у Тулы. И тако Божиею милостию и пречистая его Богоматери нападе нань страх и трепет, убояся вельми скоро ко орде побеже. Воеводы же Благовернаго Царя гнаше их, и много их убиша. Слышав же православный Царь яко Крымский царь побежал, и возрадовался радостию великою и воздав хвалу Богу и пречистой его Матери. Того ради благоверный Царь поскорбе о приходе Крымскаго царя, зане хотя его возвратити с путного шествия, по совету Казанских татар. Но Бог ему не попусти разсыпати совет его... И посылает (Царь) в царствующий град к Москве, к брату своему к князю Георгию Васильевичу и к царице своей Анастасии и ко отцу своему Макарию Митрополиту: Царь и Великий Князь Иван Васильевич всея Руси здравствует, и божию помощию и пречистыя Богородицы милостию и всех святых молитвами Царь Девлет- Гирей прииде, и скоро с срамом побеже, воеводы ж наши гнаша его, и многих побиша...» Что между этими «святыми» военные люди царя Грозного видели особое, даже преимущественное участие и св. Николая Чудотворца, об этом составитель «Сказания» говорит следующее: «Некий человек богобоязнив, именем Тихон, слуга Ивана Петрова сына Головина, сей уязвен на брани вельми, болезнуя лежаше, во сне виде дивное чудо, яко верховнеи Апостоли Петр и Павел и прочии мнози святая с ними ж великии святии Николае Чудотворец по воздуху ходяху, на земле ж виде, яко Московстии людие полки скачуще и выспр вопияху: святый Николае помози нам на брани на Казанское воинство, святый же Николае обратився ко святым Апостолом и глагола к ним: преблагий Бог благоволи зде православию быти немедлите убо, но вскоре благословите, и освятите место сие, яко повеле вам Господь, Они же благословиша град Казань и светом к высоте взыдоша и невидима быша».— И еще: «Некто воин Нижегородец упразднися от стражбы чреды своея и от многаго труда возляже в кущи своей, хотя опочинути.
И слыша некоего повелеваюше ему в стати. Он же отвеша не дей меня да почину, занеже утрудися на стражи моей. И абие видев святаго Николу глаголющу ему: иди и рцы Царю и великому Князю: да повелит итти, себо предает Бог град сей Казань в руце его. Он же скоро тече и поведа сие благочестивому Царю, яко повеле ему святый Николае. И тако по Бозе благонадежен быв скоро разряди воинство свое, сам же ездя около града соглядая всякия брани и хитрости и подкопы на взятии града устрой».
По «Сказанию», очевидно, св. Николай из всех святых является здесь поборником православия и в деле взятия Казани посредником между Богом и царем. Это и увековечено в самой Казани построением одной из первых церквей во имя Тульской чудотворной иконы Великого Святителя.
Весьма примечательно, что в 1579 году, когда обретена была Чудотворная икона Божией Матери в Казани, здесь, при церкви св. Николая Чудотворца «Тульского» священником был Ермолай (по преданию, из казаков), впоследствии святейший патриарх всея Руси. По поручению Казанского архиепископа Иеремии, Ермолай-Гермоген принял и поставил в своей церкви новоявленную икону Пр. Богородицы. Им же Ермолаем-Гермогеном составлено и «Сказание о явлении Чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы в Казани».
По сему можно предположить, не этот ли казак Ермолай-Гермоген был строителем и Тульской «церкви св. Николая, что на площади», где помещена также явленная икона св. Николы Тульского, «обретенная неким казаком»?
И не авторитетом ли патриарха Гермогена (в мире казака Ермолая) объясняется такое давнее и постоянное почитание иконы «св. Николы Тульского» именно и особенно казаками?
Ко всему вышеизложенному добавим, что в Казани до начала 20 века, помимо церкви Николы Тульского, были и Тульские ворота, и большая Тульская улица, и Николо-Тульская улица. В наше время в Казани есть Тульская улица, а с недавнего времени началось воссоздание и самой церкви Николы Тульского.
Источники
1. Н.И. Троицкий. «Тульские древности». – Тула: Приокское книжное издательство, 2002 – 178 с.
2. Приходы и Церкви Тульской Епархии. – Тула; Тульское Епархиальное Братства Св. Иоанна Предтечи, 1895 – 769 с.
3. Труды четвертого археологического съезда в России, бывшего в Казани с 31 июля по 18 августа 1877 года. Том первый. – Казань: Типография Императорского Университета, 1884 – 88 с.
4. Материалы к вопросу о переименовании улиц г. Казани. – Казань: 1899 – 29 с.