Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

124 года назад был спущен на воду легендарный "ВАРЯГ"

Опубликовано 01.11.2023

Легенда русского флота Крейсер «Варяг» был построен на судостроительной верфи «Уильям Крамп и сыновья» в Филадельфии (США) по заказу Российской империи и был спущен на воду со стапелей филадельфийских доков (19 октября) 1 ноября 1899 года.

По техническим характеристикам «Варяг» не имел себе равных — он стал самым быстроходным крейсером российского флота. Крейсер был оснащен мощным пушечным и торпедным вооружением, телефонизирован, электрифицирован, укомплектован радиостанцией и паровыми котлами новейшей модификации.

В 1901 году «Варяг» вступил в строй ВМФ Российской империи и отправлен на Дальний Восток для усиления эскадры Тихого океана. Во время русско-японской войны 9 февраля 1904 года крейсер первого ранга «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» вступили в неравный бой против шести японских крейсеров и восьми миноносцев в районе бухты Чемульпо. Тяжело повреждённый «Варяг» вернулся в гавань, и был затоплен собственной командой, а канонерская лодка была взорвана.

После подвига экипажа крейсера «Варяг» австрийский писатель и поэт Рудольф Грейнц написал стихотворение «Der Warjag“», посвящённое этому событию. Позднее музыкант 12-го гренадерского Астраханского полка Алексей Турищев, принимавший участие в торжественной встрече героев «Варяга» и «Корейца», положил перевод этих стихов, выполненный Евгенией Студенской, на музыку. Впервые песня была исполнена на торжественном приёме, устроенном императором Николаем II в честь офицеров и матросов «Варяга» и «Корейца».

В 1905 году японцы подняли «Варяг» и ввели в состав своего флота под именем «Сойя». Во время Первой мировой войны, в 1916 году, Россия выкупила «Варяг» у бывших врагов вместе с другими захваченными кораблями Первой Тихоокеанской эскадры.

22 марта 1916 года крейсер, получивший прежнее название, был зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана в качестве флагмана, и 27 марта 1916 года на нем снова был поднят Георгиевский флаг. Кораблю был необходим серьезный ремонт, и в феврале 1917 года его отправили на судоверфи в Глазго. Однако после революции в России Британия конфисковала крейсер за долги царского правительства и продала его Германии как металлолом.

Закончил свой путь «Варяг» в 1920 году у берегов Южной Шотландии, в заливе Ферт-оф-Клайд. По пути на разборку, крейсер сел на камни и затонул недалеко от поселка Ленделфут. 30 июля 2006 года в Ленделфуте, недалеко от того места, где нашел свое последнее пристанище «Варяг», состоялось открытие мемориальной доски в честь российского крейсера, а 11 сентября 2007 года там был открыт памятник «Варягу».

https://www.pnp.ru