Находится в Третьяковской галерее, Лаврушинский переулок д.10, Зал 1.
76.5 х 92.5 Холст, Масло
Щепотев Иван Андреевич (1650-е – не ранее 1700) – доверенное лицо Петра I. Исполнял при императоре обязанности стряпчего, затем стольника. Был участником "Всепьянейшего сумасброднейшего собора всешутейшего князь-папы" – колоритного, специфического явления петровской эпохи, составлявшего часть придворной жизни того времени. В "собор" набирали обжор, пьяниц, при этом особенно поощрялось внешнее безобразие кандидата. Эпоха барокко, совпавшая в России с началом XVIII века, питала особое пристрастие к грубым, а порой и непристойным развлечениям. Лицо героя глумливо и насмешливо. Ломая традиции средневековой живописи, обращенной к изображению прекрасного, возвышенного, величественного, портрет Щепотева являет зрителю хитреца, "срамослова" и "срамоблуда".
Это описание портрета на сайте Третяковской галереи, а вот что мы узнаем из подрядных записей начала 18 века.
Из записи подрядной 1713 г., января 19 иконописца Оружейной палаты Василия Никитина, данной стольнику Ивану Андрееву сыну Щепотеву, с обязательством вызолотить иконостас и написать «иконное письмо» в церкви Воскресения Христова села Аленково, [Оленьково] Каширского уезда, в 1713 г. Никитин подряжался у стольника И. А. Щепотева в новопостроенной каменной церкви Воскресения Христова в селе Аленково Каширского уезда вызолотить иконостас и написать «иконное письмо... з греческаго переводу». О том, что мастер выполнял работы непосредственно во владении заказчика, свидетельствует то обстоятельство, что, взяв при заключении контракта половину продуктового запаса — оплату, которую, наряду с денежной, предусматривал договор, — вторую половину он собирался получить в дальнейшем «как на Москве буду».
Запас, как и деньги, мог быть выдан частично вперед. Половину из причитавшихся ему по договору продуктов взял в задаток тот же иконописец В. Никитин по подряду на работы в селе Аленково, другую же половину он предполагал «взять как на Москве буду»; в тех договорах, по которым мастера брались одновременно вызолотить иконостас и произвести иконописные работы, сведения относительно ассортимента припаса (всего упомянут в пяти контрактах) и его закупок не противоречат контрактам, связанным только с золочением или только иконописными работами, — решением этих вопросов занимался подрядчик. Своим товаром или припасом производили золочение и иконописные работы мастера в иконостасе церкви села Аленково Каширского уезда, владение И.А. Щепотева, в церкви села Рождествено (Бородино) Можайского уезда, владение П. Т. Савелова и в церкви села Милино Каширского уезда, владение А. Д. Палицына.