Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО

Опубликовано 17.04.2015

В состав прихода села Оленькова, кроме названного села, входили деревни: Сосновка, Чусово, Ильинка и Афанасьево. Население прихода состояло из 626 д. крестьян муж. и 610 жен. пола. Первоначаль­ная организация прихода села Оленькова, равно происхождение его названия исторически неизвестны, хотя село Оленьково, под именем Олелкова с церковью Николая Чудотворца, упоминается в писцовых книгах ХVI-го века. 

Ныне в селе Оленькове  каменный храм во имя Славного Воскресенья (праздн. 13 сентяб.) с двумя приделами: правым  во имя св. Прокопия и левым во имя св. Николая Чудотворца,  устроенными в одно время с главным престолом. 

Таким храм был до середины XX векаТаким храм был до середины XX века

Храм построен в 1825 году на средства местного помещика, Сергея Феодоровича Соковнина, и существует в том же виде, без всяких изменений внутри и снаружи. Средства храма обеспечивались капиталом в 3478 руб. Местный причт, состоял из священника и псаломщика, пользуется церковною землею, в размере 36 десятин. В приходе села Оленькова две школы. Первая, земская, открытая в 1875 году, находится в самом селе и вторая, тоже земская, открытая в 1894 году, в деревне Чусово|1|.

До недавнего времени  так и думали, что  был деревянный храм во имя свт. Николая чудотворца, затем С.Ф.Соковнин в1825 г. построил новый храм Воскресения Словущего, так как старый уже  не вмещал прихожан.

Теперь появились новые источники, которые сообщают, что в начале 18 века в Аленково, точнее  в 1713 г. уже был новый отстроенный каменный храм во имя Воскресения Христова |2|. 

Из записи подрядной 1713 г., января 19  иконописца Оружейной пала­ты Василия Никитина, данной стольнику Ивану Андрееву сыну Щепотеву, с обязательством вызолотить иконостас и написать «иконное письмо» в церкви Воскресения Христова села Аленково, [Оленьково] Каширского уезда, мы узнаем, что в 1713 г. Никитин подряжался у стольника И. А. 

Щепотева в новопостроенной каменной церкви Воскресения Христова в селе Аленково  Каширского уезда вызолотить иконостас и написать «иконное письмо... з греческаго переводу». О том, что мастер выполнял работы непосред­ственно во владении заказчика, свидетельствует то обстоятельство, что, взяв при заключении контракта половину продуктового запаса — оплату, которую, наряду с денежной, предусматривал договор, — вторую поло­вину он собирался получить в дальнейшем «как на Москве буду».

Запас, как и деньги, мог быть выдан частично вперед. Половину из причитавшихся ему по договору продуктов взял в задаток тот же иконописец В. Никитин по подряду на работы в селе Аленково, другую же половину он предполагал «взять как на Москве буду»; в тех договорах, по которым мастера брались одновременно вызо­лотить иконостас и произвести иконописные работы, сведения относи­тельно ассортимента припаса (всего упомянут в пяти контрактах) и его закупок не противоречат контрактам, связанным только с золочением или только иконописными работами, — решением этих вопросов зани­мался подрядчик. Своим товаром или припасом производили золочение и иконописные работы мастера в иконостасе церкви села Аленково Каширского уезда, владение И.А. Щепотева, в церкви села Рождествено (Бородино) Можайского уез­да, владение П. Т. Савелова и в церкви села Милино  Каширского уезда, владение А. Д. Палицына.

Представляется очевидным, что мастер-иконописец, получивший полноценный с точки зрения объема заказ, который был связан с проведе­нием разноплановых работ в иконостасе — позолотных и иконописных, — не мог выполнить его единолично. Например, несмотря на отсутствие субподряда, факт привлечение дополнительной рабочей силы иконопис­цем В. Никитиным по договору 1713 г. со стольником И. А. Щепотевым на «иконное письмо» и золочение иконостаса церкви Воскресения Хри­стова села Аленково Каширского уезда за 50 рублей не вызывает особых сомнений и косвенным образом подтверждается размерами продуктового запаса, который, в частности, включал тысячу яиц, десять баранов, во­семь пудов ветчины и др.  Вопрос состоит лишь в том, отдавал ли В. Никитин через субподряд и, если отдавал, то какие объемы работ ква­лифицированным специалистам — весь заказ, часть или определенное направление; нельзя исключить и возможность только руководства шта­том подсобных работников|3|.

Получается, что ныне существующий храм уже третий по счету. По свидетельствам  знающих людей «второй» храм стоял немного северо-западнее современного, а на месте бывших  и настоящих бараков  находилось церковное кладбище (это подтверждается раскопками, проводимыми при прокладке газопровода, левее храма, если смотреть от дороги, находили захоронения). А вот при работах летом 2014 г. возможно обнаружился фундамент  «второго» храма. 

 Но возникает вопрос, зачем через сто лет рядом строился еще один каменный храм  и что случилось с предыдущим? Храм наверное был не простой, если золотил иконостас и расписывал иконописец из Оружейной палаты, а заказывал работы сподвижник Петра I. Очень интересный момент для исследования.

мц. Иулианиямц. Иулианиямч. Евгениймч. Евгений

 Соковнин С.Ф. построил храм в 1825 году, «Приходы и Церкви Тульской Епархии»  сообщают, что в конце 19 века храм «существует в том же виде, без всяких изменений внутри и снаружи»|1|.

В 1897 году храм ремонтируют, наверное в это время его расписывает  Е. М. Казакевич (конечно не сам лично), это подтверждают и фрески по краям арки при входе в среднюю часть храма, небесных покровителей  Евгения Михайловича  и  его супруги Юлии Петровны Казакевич – это св. мученица Иулиания и  св.мученик, воин Евгений. Евгений Михайлович состоял старостой храма и был награжден грамотою благословения Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода от 7 ноября 1908 г.  за труды по званию церковного старосты в имении Оленьково  Каширского уезда Тульской губернии|5|.

В 1922 году храм закрывают. Последним священником был  о. Владимир Васильевич Исаковский (прямой родственник нашим Исаковским).

В 1930 г. в нем выступает Государственный академический русский народный хор имени М. Е. Пятницкого, значит в то время уже был сельским клубом, затем он использовался как винный заводик, овощное хранилище в подвалах, а в притворе стояли мясные холодильники, они круглосуточно тарахтели , из-за этого  разрушился  фундамент и полы с  подвалами. Страшно вспоминать, как  разделывали мясные туши в храме!
При прокладке дороги на Ясногорск была взорвана колокольня. Говорят, что с нее в ясный день можно было видеть храмы  Каширы и Венева.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 В середине 1990-х  офицер Владимир  (сейчас священник о. Владимир) с супругой Наталией,  а так  же местные восьмидесятилетние бабушки  потихоньку  ремонтируют многострадальный храм,  с тех пор  и начинаются регулярные службы.
Про то время в 2006 г. был снят документальный фильм «Мироносицы» – призер международных фестивалей, в 2010 году награжден НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕМИЕЙ «СТРАНА» (см. в разделе видео).

Татьяна Акимовна Минаева награждена БЛАГОСЛАВЕННОЙ ГРАМОТОЙ  ЗА УСЕРДНЫЕ ТРУДЫ ВО СЛАВУ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКИ от 7 января 2008 года,  в молодости баба Таня работала на строительстве здания МГУ, заканчивала отделку  шпиля.
Она почти до самой своей кончины (25 января 2009, на Татьянин день) работала в храме.

Во время ремонта 2013 года в храме и алтаре обнаружилось, что под известковым слоем штукатурки есть старые фрески, часть которых  своими силами сумели раскрыть (без специалистов тут не обойтись). 

 Богослужения  совершаются по праздничным и выходным дням.

Источники


1.Приходы и Церкви Тульской Епархии. – Тула; Тульское Епархиальное Братства Св. Иоанна Предтечи, 1895 – 440-441 с.

2. Филевские чтения. Т 10.- Центральный музей, 2003 – 274 с.

3.Николаева М.В. Иконостас петровского времени: «Столярство и резьба», золочение, иконописные работы, Москва и Подмосковье. Подрядные записи. – М.; Изд-во ЛКИ, 2008-362 с.

4.Церковные ведомости Т. 23. – Спб.;  1910 – 216 с.

5. ГАТО. Ф. 39, Оп.2, Д.1019, Л.32.