В прошлой статье мы остановились на двух версиях происхождения названия Оленьково. Напомним, в писцовых книгах 1587 года упоминается село Олелково|1|, мы предположили, что оно может называться по имени князя киевского Олелько (Олелко) и еще название Аленково от князя Ярославского Александра Аленка|2|.
Но все-таки первая версия более правдоподобная.
Если например, у князя Олелько (Олелко, Александра) сын - то Олелков, если дочь – то Олелкова, но а имение - Олелково(а). Уникальное совпадение. ( кн. Олелко – им. Олелково).
А как же тогда Оленьково (Оленково)?
Слово Оленьково само по себе очень редкое.
В сочинениях князя М.М. Щербатова «История Российская от древнейших времен» издания 1783 года сын киевского наместника назван, как Михайло Оленков|3|,
в издании, того же автора 1903 года, после Михайла Оленкова в скобках вопрошается (Олелькова?)|4|.
Получается Олелковы в последствии писались, как Оленковы, чем все и объясняется.
Князь Олелко – Олелково, позднее потомок князь Оленков – Оленково (Аленково).
Заметим, что в то время название селам , по крайней мере в нашей округе, давались по имени владельцев (Дураков – Дураково-Знаменское, Ушаков-Ушаково, Белеутов – Белеутово, Борисов –Борисово и т.д.).
Великий князь Киевский Олелько (Александр) Владимирович с 1417 года был женат на княгине Анастасии Васильевне, дочери великого князя Московского Василия I Дмитриевича, скорее всего эта местность была ее приданным.
Так делали многие князья, выдавая замуж своих дочерей, зятьям давали в управление земли в сложных приграничных областях.
Вероятно так сделал и Василий Дмитриевич, выдав замуж свою дочь Анастасию за Киевского князя, дав им в управление наши земли, южные проблемные в то время рубежи.
Так делал и Олег Рязанский, лютый враг Москвы, выдав за татарского мурзу Салахмира свою сестру Анастасию, пожаловал ему во владение вотчины Верхдерев, Веневу, Веркошу, Михайлово поле, Растовец и Безпуцкий стан – это и наши края, приграничные земли с враждебной тогда Москвой.
Салахмир со своею дружиною (силою) прибыл в Рязань из Большой Орды в лето 1371, по прошению князя Олега, для очищения рязанской земли, «и чинил великому князю многие вспоможения».
По отшествии той нашедшей силы, он, Салохмир, поразумев о истенной христианской (над всеми) сиятельной вере и по прошению кн. Олега, принял православие и крестился с именем Иоанн|5|.
Как писалось выше, в управление ему были даны северные территории Рязанского княжества, в том числе Растовец и Безпуцкий стан. Естественно воины Салахмира должны были быть где-то расквартированы.
А теперь вопрос: какую деревню в наших краях издавна неофициально называют татарией?
Судя по всему Спицынская история уходит корнями в 14 век.
У Салохмира (Ивана Мстиславича) был внук Иоанн Кончей .
Может быть и название «Кончинка» (Растовецкий стан в прошлом) произошло от его прозвища.
Иван Мстиславич (Салохмир) перед кончиной принял схиму с именем Иосиф, погребен был в Солотчинском монастыре.
В 2004 году во время земляных работ на территории Солотчинского женского монастыря была обнаружена надгробная плита Салохмира.
Салохмир является начальником дворянских родов Апраксиных, Вердеревских и мн.др.
Продолжение следует..
Источники
1.Писцовыя книги Московскаго государства, под ред. действительного члена Н. В. Калачова .- Спб.; Издание ИМПЕРАТОРСКАГО РУССКАГО ГЕОГРАФИЧЕСКАГО ОБЩЕСТВА , 1877-1370 с.
2. ЛОБАНОВ-РОСТОВСКИЙ А.Б. РУССКАЯ РОДОСЛОВНАЯ КНИГА. ТОМ I. - Спб.; ИЗДАНИЕ А.С. СУВОРИНА, 1895 - 6 с.
3. М.М. Щербатов «История Российская от древнейших времен».ТОМ IV - Спб.; 1783 - 39 с.
4. М.М. Щербатов «История Российская от древнейших времен».ТОМ IV. - Спб.; 1903 - 48 с.
5. СБОРНИК МОСКОВСКОГО АРХИВА МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ. ТОМ I. - М.; 1913 - 57 с.