Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Марина Раскова

Опубликовано 28.03.2024

Марина Михайловна Раскова (в девичестве Малинина) родилась 28 (15 по старому стилю) марта 1912 года в семье педагогов.

Марина окончила сначала школу-семилетку, одновременно обучаясь в детском отделении консерватории, а затем в Музыкальном техникуме имени Рубинштейна (ныне Академический музыкальный колледж при Московской консерватории). В старших классах она училась в школе с углубленным изучением химии.

В 1929 году Марина по направлению школы устроилась лаборанткой на московский Бутырский анилинокрасочный завод. Через полгода, после сдачи квалификации, стала работать химиком-аналитиком.

В том же году она вышла замуж за инженера заводской лаборатории Раскова, через год в семье родилась дочь Татьяна.

В 1932 году Марина Раскова устроилась чертежницей в аэронавигационную лабораторию Военно-воздушной академии РККА имени Жуковского (ныне Военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н.Е. Жуковского). По работе она вместе со слушателями академии присутствовала на лекциях и практических занятиях, увлеклась вопросами аэронавигации. Раскова самостоятельно стала изучать книги о мастерстве штурмана, а также сопутствующие науки – высшую математику, физику, радиотехнику, астрономию, метеорологию. Способную сотрудницу заметил преподаватель академии, а затем начальник кафедры аэронавигации, будущий генерал-лейтенант авиации Александр Беляков, который стал помогать ей в освоении наук.

В 1932 году Расковой было поручено осуществить фотосъемку и подготовить описание отрезков новой пассажирской гидроавиалинии Одесса – Батуми: инженерам требовались сведения об условиях местности. Девушка исследовала все побережье Крыма, Кавказа, акваторию Азовского моря. Результаты работы доказали, что Марина Раскова стала отличным штурманом.

В 1934 году Раскова сдала экзамены на должность штурмана Гражданского воздушного флота. После экзаменов она была зачислена инструктором аэронавигационной лаборатории, а затем стала преподавателем штурманского дела Военно-воздушной академии. Во время практических занятий Раскова много летала на тяжелых и легких самолетах, а также выступала в качестве посредника на учениях, летая рядом с эскадрильей и отмечая все действия слушателей, выполняющих роль командиров эскадрилий или отрядов. В случае неправильных решений, грозящих безопасности полета, посредник принимал на себя командование эскадрильей и вел ее на аэродром.

Осенью 1934 года Марина Раскова была направлена в школу пилотов Центрального аэроклуба, которую окончила в 1935 году.

В 1934-1935 годах в качестве штурмана она участвовала в воздушных Первомайских парадах на Красной площади.

В августе 1935 года в качестве летчика участвовала в первом групповом женском перелете Ленинград – Москва.

С февраля 1937 года по февраль 1939 года она являлась штатным консультантом особого отдела НКВД, затем оперуполномоченным в третьем отделении особого отдела (по обслуживанию авиации) Наркомата внутренних дел.

В июле 1937 году Марина Раскова в качестве штурмана участвовала в скоростных гонках легкомоторных самолетов по маршруту Москва – Севастополь – Москва. Благодаря мастерству аэронавигации, ее самолет, несмотря на устаревшую конструкцию и внеконкурсное участие, прилетел в Севастополь четвертым, а в Москву – шестым.

В этом же году Раскова вместе с летчицей Валентиной Гризодубовой совершила беспосадочный перелет Москва – Актюбинск. Был установлен новый международный женский рекорд полета по прямой – 1443 километра.

2 июля 1938 года вместе с летчицами Полиной Осипенко и Верой Ломако она совершила новый мировой рекорд беспосадочного перелета на гидросамолете по маршруту Севастополь – Архангельск. Чтобы установить рекорд дальности полетов с минимальным количеством членов экипажа Раскова освоила специальность радиста. 

24‑25 сентября 1938 года в самолете АНТ‑37 "Родина" Марина Раскова вместе с Валентиной Гризодубовой и Полиной Осипенко совершила беспосадочный перелет Москва – Дальний Восток (Керби) протяженностью 6450 километров (по прямой – 5910 километров). Большая часть полета проходила выше сплошной облачности. Экипаж вынужден был использовать кислородные маски. Температура за бортом и внутри самолета доходила до отметки -35 градусов. Питание радиоаппаратуры отказало, и большую часть полета связь с землей отсутствовала. Выйдя на берег Охотского моря, в районе Тугурского залива севернее устья реки Амур, экипаж направил самолет по кратчайшему пути к намеченному аэродрому посадки – Комсомольск. Но из-за нехватки горючего самолет пошел на вынужденную посадку в тайге у реки Амгунь. На тридцатом часу полета моторы заглохли, и по приказу своего командира Марина Раскова выпрыгнула с парашютом, так как конструкция кабины штурмана в случае посадки на фюзеляж не давала шансов на спасение. Оставшись с малым запасом продуктов – двумя плитками шоколада - ножом и револьвером, превозмогая холод и голод, она десять дней добиралась к месту посадки экипажа по таежным лесам и болотам.

В ходе перелета был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полета. За проявленные мужество и героизм при выполнении перелета в ноябре 1938 года Марине Расковой было присвоено звание Героя Советского Союза. Она стала одной из первых женщин, удостоенных этой награды.

Помимо звания Героя Советского Союза Марина Раскова за осуществление мировых женских авиационных рекордов была удостоена двух орденов Ленина.

После легендарного перелета на Дальний Восток она написала автобиографическую книгу "Записки штурмана" (1939).

С начала Великой Отечественной войны, летом 1941 года, по инициативе Марины Расковой были созданы три женских авиационных полка – 586-й истребительный полк, 587-й бомбардировочный и 588-й ночной бомбардировочный полк. Особенностью полков Расковой был женский состав – от командира и пилотов до техников и поваров.

С января 1942 года Марина Раскова была назначена командиром 587-го бомбардировочного авиаполка. В том же году Расковой было присвоено очередное воинское звание майор.

4 января 1943 года майор Раскова погибла при выполнении полета по маршруту Арзамас – Саратов, попав в сложные метеоусловия. Она была похоронена у Кремлевской стены на Красной площади.

Посмертно Марина Раскова была награждена орденом Отечественной войны I степени.

В мае 1943 года за успешные боевые действия на Донском и Северо-Кавказском фронтах 587-му бомбардировочному авиационному полку присвоено имя Героя Советского Союза Марины Расковой.

В сентябре 1943 года 587-й полк был переименован в 125-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк имени Героя Советского Союза Марины Расковой. В период Великой Отечественной войны полк совершил 1134 боевых вылета, сбросив на врага 980 тонн бомб.

Именем Марины Расковой в 1943 году в Москве в районе Ленинградского проспекта были названы площадь, улица и переулок.