Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Село Мартемьяново

Опубликовано 30.05.2018

Сельцо Мартемьяново упоминается в Писцовых  книгах Московского государства 16 века:

«За  Гурьем,  да  за  Иваном,  да  за  Васильем  Ивановыми детьми  Уварова,  пол сельца  Мартемьянова,  на речке  на  Мартемьяновке. Да  за  ними же  полдеревни  Черниковы (совр.Чернево).

По государевой  грамоте  дано  Петрушке  да  Ваське  Ивановым  детям Уварова,  a  по  87  год  (1587)  Петрушка  14  лет,  а  Васька  10  лет,  отца  их поместье  пол деревни  Черниковы,  на речке  на  Скороденке…   Да  за  ними же пол сельца  Мартемьянова, на  речке  на  Мартемьяновке…» |1|.

Предполагаемое место деревянного храмаПредполагаемое место деревянного храмаПочему село получило название Мартемьянова, сведений не имеется, но вероятно по речке Мартемьяновке, как видно из писцовых книг конца XVI века. Всех прихожан числится 395 м. п. и 398 ж. пола (а сейчас человек двадцать от силы). Вначале в приходе был деревянный храм во имя св. Троицы, стоявший на кладбище.
Вместо этой обветшавшей церкви, в 1809 году, иждивением подпору­чика Григория Васильевича Сомова построен каменной храм в то же наименование с двумя приделами: но правую сто­рону 
во имя свят.  Димитрия Ростовского и по левую—во имя Казанской иконы Божией Матери. На средства помещицы, Сомовой Mapии Павловны, придельные алтари в 1866 году были обновлены. Причт церкви состоял из священника и псаломщика. С приходом села Мартемьянова состоит соединенным приход села Стомна|2|.

Место каменного храмаМесто каменного храма

 В 1893 году в мартемьяновской церкви служил священник А.П. Спасский. В 1867-1868 году существовала Мартемьяновская волость, но в 1893 году село уже входило в Кончинскую волость |3|.

В 1902 году в селе была бакалейная лавка каширского купца Зайцева Михаила Ивановича и две "чайные лавки"  |4|.

От  станции Пчеловодной в 8 верстах, в сторону к  станции Мордвес,  в селе Мартемьянове — винокуренный завод г. Шмидта и неподалеку от него, при селе Стомны, — винокуренный завод и молочная ферма г. Миленина |5|.

Так же при селах Оленьково и Мартемьяново, — имения гг. Козакевичей, общей площадью около 1.600 десятин, имения  эти замечательны плодоводством, имеющим промышленный характер|6|.

В 1917 году в Троицкой церкви села служили священник Петр Яковлевич Покрывалов и псаломщик Колесников Иван Андреевич.

Однажды возвращаясь из города, священник был тяжело ранен злоумышленниками. После
оказания первой помощи был отправлен в Москву, где была произведена операция, скончался после тяжелых страданий. Сведения об убийстве  поступили в Комиссию по гонениям на РПЦ при Священном Соборе.  

Место, где стоял последний храмМесто, где стоял последний храм

На Заупокойной Литургии, совершенной Святейшим Патриархом Тихоном в храме  Московской Духовной Семинарии 31 марта 1918г. (это была первая служба, посвященная
 новомученикам), был помянут и о. Петр Покрывалов. Похоронен возле храма в с. Мартемьяново |7|.

Троицкая церковь была разрушена в советское время. 

На сегодняйший день в селе Мартемьяново сохранились здания барской усадьбы и винокуренного завода, возведенные в первой половине XIX века.  Эти архитектурные  памятники постепенно разрушается, чему способствуют местные жители , при попустительстве  собственников. 

Барский дом, контора

Винокуренный завод

Источники


 1.Писцовыя книги Московскаго государства, под ред. действительного члена Н. В. Калачова .- Спб.; Издание Императорскаго русскаго географическаго общества , 1877-1373 с.

2.Приходы и Церкви Тульской Епархии. – Тула; Тульское Епархиальное Братства Св. Иоанна Предтечи, 1895 – 459 с.

3.www.veneva.ru

4.ПАМЯТНАЯ  КНИЖКА ТУЛЬСКОЙ  ГУБЕРНИИ. – Тула: 1905 – 171 с.

5.Рязанско – Уральская железная дорога и ея район. – Спб.: ИЗДАНИЕ ПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВА РЯЗАНСКО – УРАЛЬСКОЙ Ж.Д., 1913 – 158 с.

6.РОССИЯ. ПОЛНОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ НАШЕГО ОТЕЧЕСТВА. НАСТОЛЬНАЯ и ДОРОЖНАЯ КНИГА ДЛЯ РУССКИХ ЛЮДЕЙ. Том II.  Среднерусская черноземная область. – Спб.; Издание А.Ф. Дервиена, 1902 – 396 с.

7. pstgu.ru