Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579)
Вот как это событие описывает патриарх Гермоген: «Бысть же сице в лето 7087 [1579] при державе благочестиваго и христолюбиваго, благовернаго Государя Царя и великаго князя Ивана Васильевича всея Руси Самодержца, и при его благородных царевичех — князе Иване Ивановиче и князе Феодоре Ивановиче (ныне же Божиею благодатию Государь, Царь и Самодержец всея Руси), и при святейшем митрополите Антонии Московском и всея Руси, и при архиепископе Казанском Иеремее, месяца Июня 28 день, на память святыя мученицы Агрипены, бысть пожар в новопросвещенном граде Казани, по взятьи града в двадесят шестое лето, яко достовернейши сами видехомъ. Загорелся в полуденное время близь церкви святаго Николы, иже зовется Тульский, во дворе некоего воина царева Данила Онучина. И мала некая часть посаду остася, и половина града к соборней церкви и двор архиепископль остася. Болшая же часть посада: и торги все, и во граде обитель боголепнаго Преображения Спасова, и двор великого князя — увы! вся огнь всеядец пояде и пожже и без вести сотвори. Людие же христолюбивии верою не отпадше, но познаша своя согрешения, на покаяние обратишася…»|1|.
После пожара в том же году и месяце, явилась Божия Матерь и показала свой образ в виде своей иконы казанской девочке Матроне.
«Никто же притекаяй к Тебе посрамлен отходит, Пречистая Богородице Дево, но просит благодати и приемлет дарование к полезному прошению», - говорит святая Церковь.
Нам известно из истории Церкви, что многие святые подвижники удостаивались видимых посещений и явлений Божией Матери. Страницы церковной истории насыщены дивными свидетельствами чрезвычайной близости Божией Матери к верующим во Христа. За двадцать веков существования на земле христианской Церкви церковная историческая наука запечатлела массу случаев явления Богородицы подвижникам благочестия - наяву или во сне. Явления Божией Матери христианам имели целью воодушевить их на подвиги благочестия, утешить в скорбях и научить верным путям спасения. Для миллионов людей Она - Царица Неба и земли. Ее многочисленные явления по всему миру преследуют одну цель: передать нам изумительные послания Бога, предназначенные наставить нас на путь вечного счастья и мира. Счастливы те, кого Матерь Божия избрала посредниками передачи миру божественных посланий.
Богородица не показала «Свое сокровище», «чудный Свой образ», «ни святителю града, ни начальнику властей, ни вельможе или богатому, ни мудрому старцу». Напротив, в июне 1579 года, «... после пожара в том же году и месяце», явилась Божия Матерь в виде Своей светлой иконы казанской девочке Матроне». В разных источниках возраст Матроны указан по-разному, где 8 лет, где 9.
Однако в тексте патриарха Гермогена читаем: «Но открыла... Свой образ источник неисчерпаемый приходящим с верою десятилетней девице, именем Матрона».
Удивительно, но абсолютно во всех справочных, церковных и научных изданиях, а также в энциклопедиях, в том числе специализированных. Матрону с завидным упорством называют Онучиной, считая ее дочерью некоего Даниила Онучина (в некоторых источниках его, опять же ошибочно, называют то стрельцом, а то и купцом).
Обратимся вновь к первоисточнику. Патриарх Гермоген не называет Матрону «Онучиной». Откуда же взялась эта легенда?
В начале своего «Сказания» Гермоген пишет, как начался пожар: «Загорелось в полдень около церкви Святителя Николая, называемого «Тульский», во дворе одного Царского воина, Даниила Онучина» . То есть он был царский воин (а не стрелец и, тем более, не купец). В «Сказании...» Онучин упомянут только как виновник пожара. Уже в другом разделе «Сказания», описании Гермогеном боговидицы Матроны читаем: «...дочери некоего мужа из простых, имуща мудрость на войне стрелебную» . Таким образом, мы видим, что отец Матроны был из «простецов» и не имел никакого отношения к царскому воину Даниилу Онучину.
Да и проживала семья Матроны, хотя и недалеко от Даниила Онучина, но все-таки в другом доме. Отец Матроны, судя по всему, умер. Матроне видения Богородицы являлись в том дворе, где она жила: «..внезапно оказалась она посреди двора своего, в котором жилаа.. и тотчас явилась ей... икона Богородицы». Здесь же было и место, указанное Божией Матерью, откуда из земли она достала икону: «... на месте, где была печь...». Так вот, двор их, судя по тексту «Сказания...», был, хоть на небольшом, но на определенном расстоянии от двора «царского воина»: «.. .явил Господь от земли пресветлую икону... Откуда же праведный гнев Свой испустил, оттуда же, близ того места, на расстоянии броска камня показал светящий благодатью луч...» .
Пресветая Богородица велела девочке пойти в град (так назывался Казанский Кремль - крепость в центре города) и поведать о том, что она видела и где находится скрытый в земле образ, и указала ей это место .
Пресвятая Богородица неоднократно являлась Матроне, повелевая ей забыть сомнения и рассказать об этих видениях архиепископу и воеводам, «чтобы они, придя, извлекли бы образ Пречистой Богородицы от земных недр». Но девочка «была юной и не понимала повеления» и говорила об этом лишь своей матери.
И вот настал день 8 июля (по старому стилю) 1579 г. Гермоген так описывает события, случившиеся в это время. «Однажды случилось девице той спать в полдень, и внезапно оказалась она посреди двора своего, в котором жила, и тотчас явилась ей чудная и пресветлая икона Богородицы страшным огненным образом, испуская поразительные и огненно- пресветлые лучи, так что ей казалось, будто эти сияющие от иконы пресветлые лучи сожгут ее. И был устрашающий голос от образа, сказавший девице: «Если не поведаешь о словах Моих и не пойдешь взять от земных недр Мой образ... ты... будешь болеть тяжко до конца дней жизни твоей». Девочка от такого страшного видения пришла в ужас, омертвела и лежала так немало времени.
В слезах Матрона рассказала матери о случившимся и стала требовать, чтобы мать пошла и рассказала архиепископу и правителям города о видениях и сокрытой иконе, передав ей все слова, слышанные от Девы Марии, а также показала ей место, где ей было явление. Несмотря на ранний час, мать ее быстро пошла в крепость и поставила перед воеводами свою дочь, повелев ей самой рассказать обо всем случившимся.
Воеводы, «одержимые неверием сказанному девицей о иконе, не придали тому никакого значения». Женщина, вся в слезах, вместе с дочерью отправилась к архиепископу но и архиепископ не внял ее словам и отослал ее ни с чем.
Возвратившись домой, Матрона и ее мать не отчаялись, а стали рассказывать соседям и всем людям о чудесном явлении Божией Матери и о чудной иконе. Народ удивлялся их речам, но расходился, не придавая значения этим словам. Тогда женщина взяла заступ и начала рыть землю на указанном дочерью месте. Она долго копала, не находя искомого и вскоре к ней присоединились и другие, изрыли все указанное место, но ничего не нашли. Тогда Матрона «...сама начала копать на месте, где была печь, также и другие с нею, и, выкопав немногим более двух локтей, о чудо, явилась чудотворная икона Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Одигитрии вместе с Предвечным Младенцем Господом и Богом и Спасом нашим Иисусом Христом». Икона была найдена именно на том месте, куда указывала Матроне Богородица.
Икона была завернута в ветхий «рукав однорядки вишневого сукна» , а сам образ был прекрасной сохранности и «чудно сиял светлостью, как будто был написан новыми красками. Земная грязь не коснулась чудного образа...». Немедленно устремилось бесчисленное множество народа к обретенной иконе, все молились и спешили приложиться к ней.
Так получилось, что нес святой образ будущий патриарх Гермоген, который в это время был священником при церкви Николы Гостинского, а не Николая Тульского, о чем ошибочно информируют читателей многие исследователи. Исправление, сделанное рукой самого патриарха и сохранившееся в одной из рукописей «Сказания...» , ставит все на свои места, - Гермоген сам уточняет: «Мне же тогда сущу в чину поповсте святого Николы иже зовется Гостин., каменносердечен же сый, но обаче прослезихся и припадох к Богородицыну образу и к чудотворной иконе и предвечному Младенцу Христу...» , «.. .взял его с древца, воткнутого на том месте, где была в земле та чудная икона».
Икона по повелению архиепископа была народом перенесена в ближайшую церковь Николая Тульского |2|.
Почти все источники, повествующие о явлении иконы Божией Матери Казанская упоминают храм во имя святителя Николы Тульского.
По преданию, икона Николая Тульского была найдена казаком Ермолаем в начале XVI века на болотистом месте недалеко от Тульского кремля. В честь этого образа рядом с кремлем был построен храм, названный Никола-на-Площади. Сюда и поместили найденную икону.
Тульский исследователь Троицкий Н.И. сообщает, что о происхождении иконы сохранилось и уже было записано такое сказание. Еще в XVI столетии один из казаков построил в Туле, на площади, храм во имя св. Николая Чудотворца, икону которого нашел этот казак где-то на болотистом месте и поставил ее в этом храме. Эта явленная икона с того древнейшего времени особенно почиталась казаками. Была и в Преображенском храме эта икона св. Николая и остается доселе также весьма чтимой казаками под названием «Никола Тульский». Полнейшая достоверность этого предания подтверждается тем, что уже в том же XVI столетии в г. Казани, вскоре после взятия ее войсками царя Грозного (1552 года), была построена церковь св. Николая «Тульского», т. е. в честь Тульской иконы Святителя. Это свидетельствуется древним «Сказанием о явлении чудотворного образа Пр. Богородицы в Казани».
Причиной, почему вскоре по взятии Казани войском Царя Грозного одна из церквей была построена во имя Тульской чудотворной иконы св. Николая, было особое обстоятельство.
Известно, что в то время, как Грозный пошел на Казань, в 1552 году. Крымский хан Девлет-Гирей предпринял поход на Москву, с целью отвлечь русского царя от Казани, и приступил к Туле. Хан был отбит защитниками города под руководством боярина-наместника Темкина-Ростовского. В этой блестящей победе над татарами, здесь, в Туле без сомнения видели помощь и заступничество Угодника Божия и чудотворца Николая, коего явленная икона была в его церкви, что на городской плошади,- тем
более, что туляки отбили приступ татарского полчища без участия царских войск, следовательно, при явной помощи Господа Бога и Его святого угодника Николая. Этого обстоятельства не могли не иметь в виду и победители Казани в том же году и, конечно, просили помощи и заступления св. угодника Николая и, одержав также блестящую победу над татарами, одну из первых церквей в новопросвещенной Казани посвятили имени св. Николая «Тульского».
Составитель «Сказания о зачале Царства Казанского» и проч. пишет: «Царь Государь пойде с Москвы к Коломне месяца Июля в 16 день в тоже время приидоша с поля станишники поведающе благоверному царю яко идет на Резань Крымский Царь Девлет Гирей, а с ним люди Крымския и Нагайския и иных орд и наряд с ними пушки и пищали Турского Салтана. Сия же слышав благоверный Царь прииде к Коломне, и повеле моления начати. Царь же Крымский пришед на Тульские Украины и распусти воя, а сам ста у города у Тулы. И тако Божиею милостию и пречистая его Богоматери нападе нань страх и трепет, убояся вельми скоро ко орде побеже. Воеводы же Благовернаго Царя гнаше их, и много их убиша. Слышав же православный Царь яко Крымский царь побежал, и возрадовался радостию великою и воздав хвалу Богу и пречистой его Матери. Того ради благоверный Царь поскорбе о приходе Крымскаго царя, зане хотя его возвратити с путного шествия, по совету Казанских татар. Но Бог ему не попусти разсыпати совет его... И посылает (Царь) в царствующий град к Москве, к брату своему к князю Георгию Васильевичу и к царице своей Анастасии и ко отцу своему Макарию Митрополиту: Царь и Великий Князь Иван Васильевич всея Руси здравствует, и божию помощию и пречистыя Богородицы милостию и всех святых молитвами Царь Девлет- Гирей прииде, и скоро с срамом побеже, воеводы ж наши гнаша его, и многих побиша...»
Что между этими «святыми» военные люди царя Грозного видели особое, даже преимущественное участие и св. Николая Чудотворца, об этом составитель «Сказания» говорит следующее: «Некий человек богобоязнив, именем Тихон, слуга Ивана Петрова сына Головина, сей уязвен на брани вельми, болезнуя лежаше, во сне виде дивное чудо, яко верховнеи Апостоли Петр и Павел и прочии мнози святая с ними ж великии святии Николае Чудотворец по воздуху ходяху, на земле ж виде, яко Московстии людие полки скачуще и выспр вопияху: святый Николае помози нам на брани на Казанское воинство, святый же Николае обратився ко святым Апостолом и глагола к ним: преблагий Бог благоволи зде православию быти немедлите убо, но вскоре благословите, и освятите место сие, яко повеле вам Господь, Они же благословиша град Казань и светом к высоте взыдоша и невидима быша».— И еще: «Некто воин Нижегородец упразднися от стражбы чреды своея и от многаго труда возляже в кущи своей, хотя опочинути.
И слыша некоего повелеваюше ему в стати. Он же отвеша не дей меня да почину, занеже утрудися на стражи моей. И абие видев святаго Николу глаголющу ему: иди и рцы Царю и великому Князю: да повелит итти, себо предает Бог град сей Казань в руце его. Он же скоро тече и поведа сие благочестивому Царю, яко повеле ему святый Николае. И тако по Бозе благонадежен быв скоро разряди воинство свое, сам же ездя около града соглядая всякия брани и хитрости и подкопы на взятии града устрой».
По «Сказанию», очевидно, св. Николай из всех святых является здесь поборником православия и в деле взятия Казани посредником между Богом и царем. Это и увековечено в самой Казани построением одной из первых церквей во имя Тульской чудотворной иконы великого Святителя.
Весьма примечательно, что в 1579 году, когда обретена была Чудотворная икона Божией Матери в Казани, здесь, при церкви св. Николая Чудотворца «Тульского» священником был Ермолай (по преданию, из казаков), впоследствии святейший патриарх всея Руси. По поручению Казанского архиепископа Иеремии, Ермолай-Гермоген принял и поставил в своей церкви новоявленную икону Пр. Богородицы. Им же Ермолаем-Гермогеном составлено и «Сказание о явлении Чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы в Казани».
По сему можно предположить, не этот ли казак Ермолай-Гермоген был строителем и Тульской «церкви св. Николая, что на площади», где помещена также явленная икона св. Николы Тульского, «обретенная неким казаком»?
И не авторитетом ли патриарха Гермогена (в мире казака Ермолая) объясняется такое давнее и постоянное почитание иконы «св. Николы Тульского» именно и особенно казаками?
Эта-то известная и знаменитая из глубокой древности икона святителя Николая и составляет теперь драгоценнейшее достояние Тульского Успенского монастыря. Первоначально св. Икона находилась в Тульской приходской церкви «св. Николы, что на площади», затем, по упразднении прихода, когда церковь эта перешла к монастырю и вошла в его ограду, Икона принадлежала уже монастырю. Потом, когда в 1842 году Николаевская церковь была разобрана и на ее месте построена Преображенская, то знаменитая икона св. Николая находилась в северном приделе ее, устроенном в честь св. Николая, где находится и теперь.
Чтимая из глубокой древности не только в Туле, но и на отдаленном северо-востоке, «Тульская» икона святителя Николая остается и доселе главной святыней города: и как в древности ее особенно чтили воины и преимущественно казаки, когда она находилась еще в древней приходской Николаевской церкви; так и теперь, когда она перенесена в Николаевский придел Преображенского храма, ее также чтут все граждане города и особенно казаки. «С тех пор и до наших дней казаки, проезжая или проходя чрез Тулу, всегда служили и служат молебны св. Николаю Чудотворцу прежде в церкви «у Николы на площади», а ныне в храме Спасо-Преображенском, воздвигнутом на месте той древней церкви. В 1807 и 1812 годах проходящие через Тулу полки и команды этого храброго войска исполняли религиозные обеты, внушенные им преданием. А это доказывает, что храмостроитель церкви, где первоначально находилась знаменитая икона, действительно принадлежал к казачеству.
Мера иконы: длина 1 арш. 10 верш. [= 1,2 м], ширина 11 1/2 верш. [= 0,5 м]. Святитель изображен в рост. Письмо очень древнее. Риза, венец и корона на Святителе серебряные вызолоченные; на короне 30 разноцветных камней разной величины. Штемпель на ризе 1780 года, на окладе с правой стороны штемпель также 1780 года. Оклад с чеканным травчатым орнаментом, шириной с обеих сторон в 7 верш. [= 0,3 м], вверху и внизу
1/2 верш. [= 6,6 см] Изображение лика и рук Святителя покрыты слюдой. На правой стороне оклада приписано изображение пр. Симона, в рост, дл. 2 1/2 верш. [= 11,1 см] . По сторонам изображения Святителя, в круглых клеймах изображены Спаситель и Богоматерь, в рост, в облаках. Клейма кругов серебряные и золоченные|3|, |4|.
Храм «Николы Тульского», перестроенный в собор существовал до советских времен, затем был частично разрушен.
В настоящее время восстановлен и находится на территории Богородицкого мужского монастыря.
Из вышесказанного можно предположить, что донской казак Ермолай ( р. Дон начинается в современном г.Новомосковске Тульской обл.)|5| нашедший икону свт. Николая близ Тульского Кремля, участвовавший в обороне Тулы в 1552 году, во взятие Казани, потом священник в казанском гостином храме св.Николая, принимавший участие в обретении Казанской иконы Божией Матери - он же патриарх Гермоген.
Уточнение.
Гермоген или Ермоген?
Во всех издания до момента прославления в 1913 году патриарх именуется как Гермоген. Но после прославления он становится Ермогеном. Такое решение принял Св.Синод, т.к. святейший патриарх Гермоген сам подписывался именем Ермоген |6|.
Источники
1. Творенія святѣйшаго Ермогена, Патріарха Московскаго и всея Россіи, съ приложеніемъ чина поставленія въ Патріарха. — Изданіе Церковной Комиссіи по чествованію юбилейныхъ событій 1612, 1613 и 1812 годовъ. — М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1912. - 1-16 с.
2. Православный собеседник. Выпуск 1 – Казань: Казанский энергетический институт, 2004 – 23-27 с.
3. Н.И. Троицкий. «Тульские древности». – Тула: Приокское книжное издательство, 2002 – 178 с.
4. Приходы и Церкви Тульской Епархии. – Тула; Тульское Епархиальное Братства Св. Иоанна Предтечи, 1895 – 769 с.
5. www.stihi.ru Любовь Самойленко, Тульский край
..Куда ни кинешь взор вокруг
Бьют родники, впадая в реки.
Здесь Дона слышен робкий звук,
Его исток с озёрной вехи...