Русская церковная история насчитывает множество выдающихся иерархов, которые внесли много нового в различные отрасли богословского знания. Одни из них знамениты как выдающиеся проповедники, внесшие в гомилетическую науку совершенно новые формы составления проповедей, до тех пор неизвестные, и тем самым поставившие отечественную проповедь на такую высоту, до которой после она уже не поднималась. Другие известны своими нравственно-аскетическими произведениями, давшими нечто новое для нравственного совершенствования как мирян, так и монашествующих. Третьи дали такое многообразие богословского материала, что затмили и своих предшественников и последующих иерархов, и их справедливо можно назвать «отцами Церкви». К этой иерархической плеяде принадлежит митрополит Московский Филарет (Дроздов). Четвертые же известны не как крупные богословы и проповедники, а как иерархи-практики. К числу последних относится митрополит Исидор (Никольский) — личность, несомненно, интересная, своеобразная и оригинальная|1|. Родился Иаков Сергеевич 1 октября 1799 года (в день Покрова Пресвятой Богородицы) в селе Никольском (от названия которого получил свою фамилию) Каширского уезда Тульской губернии в благочестивой семье. Отец его был диаконом, но в год рождения своего сына Иакова он скончался. Его смерть была тяжелым горем для семьи вдовы, оставшейся без всяких средств к существованию с четырьмя сиротами и грудным младенцем. Постигшее ее несчастье побудило вдову прибегнуть к покрову и заступничеству Божией Матери — к Боголюбской Ее иконе — чтобы она приняла и сама воспитала ее малолетнего сына. Вот как об этом событии вспоминал несколько десятилетий спустя сам митрополит Исидор в своем дневнике 18 июня 1884 года. | Митрополит Санкт-Петербургский Исидор (Никольский) возглавлял отпевание Императора Александра II в сослужении прочих членов Святейшего Синода и сонма духовенства.
Два митрополита - уроженцы Тульской губернии, Новгородский и Санкт-Петербургский Исидор (Никольский), Московский и Коломенский Иоанникий (Руднев) возглавляли священнодействие коронования и миропомазания императора Александра III. |
«Праздник Боголюбской Божией Матери дорогой для меня по воспоминанию. Когда скончался отец мой, мне еще не было года. Пораженная несчастьем мать принесла меня в Космодамиановскую сельскую свою церковь и, положив меня на пол под местной иконой Боголюбской Божией Матери, горячо и со слезами молила Ее принять под покров Свой и воспитать сына ее, — единственную надежду семьи, ибо мать осталась с тремя дочерьми и старшим сыном Александром, убогим, кривым, нигде не учившимся и способным быть только батраком. Царица Небесная услышала молитву матери и во всю жизнь мою не оставила меня великою милостью Своею. Чудеса Ее в моей жизни начали проявляться видимо, с 1835-го года Заботу об осиротевшем семействе покойного о. Сергия взял на себя зять, женившийся на его старшей дочери. Он же занял его диаконское место при церкви, он же и занимался первоначальным обучением Иакова, он же и определил его в Тульское духовное училище в 1807 году, а после окончания его в 1813 году — в Тульскую духовную семинарию.
Вот как вспоминал о своем детстве сам митрополит Исидор : «Быт и нужды сирот сельского духовенства вам, конечно, мало известны; но этот пробел я могу пополнить. Незавидная доля сирот сельского духовенства коротко мне знакома, изведал я ее собственной жизнью; всю тяготу бедности, всю скорбь этого приниженного состояния вынес я на собственных плечах. Испытав тяжелую долю нужды с раннего детства дома, семи лет я уже был учеником духовного училища. В мое время общежития не было при духовных училищах. Каждый должен был содержать себя на собственные средства, а у сироты какие же средства?
За мое содержание платил поступивший на место моего отца зять, на руках которого была уже моя мать с семейством. Средства были скудные; что же мог он уделять для меня? Конечно, гроши. По плате было и содержание: жил я на квартире около самоварной фабрики, где стук и шум не умолкали целый день; от духовного училища было очень далеко. О пропитании и говорить нечего. Из дома присылали хлеб, за приварок платили только за щи. Как подадут кашу, я должен был иногда из-за стола вылезать, т.к. каша была не оплачена, а круп присылали не всегда.
Домой за 70 верст на каникулы ходили мы пешком. Придешь домой усталый, а тебя тут же заставят работать.
Дорогой разбились у меня лапти, ноги попортил, продолжать путь становилось тяжким, а новые лапти купить было не на что. Проходивший мимо солдат сжалился надо мной, купил пару новых лаптей и подарил мне. До слез был я тронут сочувствием к моему горю. Имя солдата осталось мне неизвестным, но я не забыл своего благодетеля. Даже до сих пор вынимается мною на литургии о упокоении воина, «имя же его, Господи, Ты веси».
В 1821 году Иаков окончил духовную семинарию, и ему, как лучшему студенту, была предложена должность лектора словесности при духовной семинарии. Но в это время из Санкт-Петербурга затребовали выслать шесть лучших воспитанников Тульской духовной семинарии для продолжения обучения в Санкт-Петербургской духовной академии. В их числе оказался и Иаков. В духовной академии он тоже отличался замечательными успехами и примерным поведением.
В 1825 году Иаков закончил духовную академию и подал прошение о пострижении его в монашество. Это прошение было исполнено.
22 августа 1825 года в академической церкви духовной академии епископом Григорием (Постниковым, †1860) Иаков Никольский был пострижен в монашество с именем Исидора.
29 августа в Казанском соборе митрополитом Санкт-Петербургским Серафимом (Глаголевским, † 1843) инок Исидор был рукоположен во иеродиакона, а 5 сентября — во иеромонаха.
С сентября 1825 года началась преподавательская деятельность иеромонаха Исидора в должности бакалавра богословских наук Санкт-Петербургской духовной академии. Лекции иеромонаха Исидора, подготовленные по разработанной им программе, отличались полнотой и простотой изложения.
Помимо преподавательской деятельности он исполнял обязанности библиотекаря духовной академии (1825—1829), участвовал в академическом журнале «Христианское чтение».
30 октября 1826 года иеромонаху Исидору было присвоено звание магистра богословия.
В 1827 году по представлению академической конференции он был утвержден ее действительным членом. В том же году причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры.
14 августа 1829 года иеромонах Исидор указом Святейшего Синода был возведен в сан архимандрита с назначением настоятелем Мценского Петропавловского монастыря Орловской епархии, а 24 августа того же года был назначен ректором и профессором богословия Орловской духовной семинарии.
За этот непродолжительный период (1829-1833) он снискал себе всеобщую любовь и уважение за отеческую заботу о своих питомцах, за постоянную помощь сиротам и беднякам.
2 июля 1833 года по ходатайству Московского митрополита Филарета (Дроздова, † 1867; память 19 ноября), видя выдающиеся способности архимандрита Исидора, митрополит Филарет пожелал иметь его своим ближайшим помощником, и в 1834 году он внес в Святейший Синод предложение о назначении архимандрита Исидора своим викарием.
16 октября 1834 года архимандрит Исидор был назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии.
Хиротония была совершена 11 ноября 1834 года в Чудовом монастыре высокопреосвященнейшим Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским. Одновременно Исидор был назначен управляющим Звенигородским Саввино-Сторожевским монастырем.
Служение епископа Исидора под руководством митрополита Филарета явилось для него хорошей школой, он приобрел богатый опыт и вполне подготовился к самостоятельной архипастырской деятельности.
5 июля 1837 года преосвященный Исидор был назначен епископом Полоцким и Виленским. Трудное служение предстояло ему в этой епархии. Вновь образованная в 1833 году, она пребывала в жалком состоянии: храмы были очень бедны, не хватало священников. Первым владыкою, положившим начало присоединения униатов к Православию, был предшественник Исидора епископ Смарагд (Крыжановский, † 1863).
Преосвященный Исидор продолжил дело присоединения, но изменил политику предшественника. Он вошел в доверие ко всем гражданским и военным властям, чем значительно облегчил свою работу в епархии. Пользуясь доверием и уважением, епископ Исидор постепенно подготавливал почву для полного и окончательного присоединения униатов к Православию.
Акт о добровольном и полном воссоединении униатов с Православием был подписан в 1839 году. Теперь епископ Исидор стремился к укреплению позиций Православия в своей епархии. Он строил новые храмы, восстанавливал и украшал прежние. Добрую память оставил он о себе в епархии.
6 апреля 1840 года епископ Исидор был переведен на Могилевскую кафедру. Состояние Могилевской епархии почти не отличалось от Полоцкой, поэтому и характер деятельности епископа был тот же, что и в Полоцке. Проводя мудрую и миролюбивую политику, епископ Исидор добился положительных результатов в деле присоединения униатов и в этой епархии.
5 апреля 1841 года преосвященный Исидор был возведен в сан архиепископа.
12 ноября 1844 года архиепископ Исидор назначен в Грузию, в епархию Карталинскую и Кахетинскую, со званием члена Святейшего Синода и экзарха Грузии.
Новое назначение в обширный и своеобразный край требовало от своего правителя опытности и духовной мудрости в делах.
Церковная жизнь в крае, можно сказать, замирала. Храмы были бедны, христианство в некоторых районах приходило в упадок, священники не поучали своей паствы, в большинстве они были необразованными, у экзарха не было канцелярии, не было архиерейского дома |2|.
Период правления Высокопреосвященным Исидором пришелся на время, когда под предводительством имама Шамиля, объявившего "священную войну" России, восстали народы Дагестана, Чечни и остро стал ренегатский вопрос. Стабилизировать положение оказалось практически невозможно.
Владыка Исидор возглавляет Осетинскую Духовную Комиссию, встает вопрос о постановке миссии на более высокий уровень.
За 13 лет служения в Грузии, благодаря мудрости и неутомимости в делах, архиепископ Исидор совершенно преобразил и благоустроил Грузинскую Церковь. Кавказский период жизни его был одним из плодотворнейших. Митрополит Исидор перевел с грузинского языка на славянский службу святой равноапостольной Нине и по благословению Святейшего Синода издал ее в 1860 году для церковного употребления. Труды архиепископа Исидора по преобразованию грузинского края не остались без награды: в 1845 году он награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира II степени, а в 1850 году - орденом святого благоверного князя Александра Невского; в 1853 году ему был пожалован бриллиантовый крест для ношения на клобуке.
26 августа 1856 года архиепископ Исидор был возведен в сан митрополита.
Владыка Исидор Совместно с наместником Кавказа князем Александром Ивановичем Барятинским наметили план открытия Общества восстановления православного христианства на Кавказе ОВПХК |3|.
В декабре 1857 г. Кавказский наместник А.И. Барятинский представил Его Императорскому Величеству записку о необходимости учреждения особого общества для восстановления православного христианства на Кавказе. Первоначально планировалось создать братство «Воздвижения Св. Креста». Записка была отправлена в Кавказский комитет, где было предложено создать общество восстановления православия на Кавказе |4|.
9 июня 1860 году года последовало ВЫСОЧАЙШЕЕ утверждение Устава Общества восстановления православного христианства на Кавказе на означенных главных основаниях.
Государыня Императрица Мария Александровна тогда же соизволила принять это дело под личное свое Августейшее покровительство, а Государю Императору благоугодно было Высочайше одобрить главные основания для начатия христианского дела на почве обильной древними преданиями… |5|.
В список своих членов Общество внесло первыми: митрополита Московского Филарета и митрополита С.-Петербургского Исидора…|6|.
1 марта 1858 года он был назначен митрополитом Киевским и Галицким. С грустью простилась грузинская паства со своим архипастырем.
Служение митрополита Исидора в Киеве было очень непродолжительным, он не успел почти ничего сделать для своей паствы.
Начиная с периода назначения в Грузию, преосвященный Исидор присутствовал в Святейшем Синоде и вел большую работу в деле высшего церковного управления. При этом он зарекомендовал себя человеком большого ума и замечательного характера, прекрасно разбиравшимся во всех вопросах церковно-государственной жизни.
1 июля 1860 года преосвященный Исидор был назначен митрополитом Новгородским. Санкт-Петербургским и Финляндским, а также первым членом Святейшего Синода.
Новое высокое назначение не обрадовало митрополита Исидора, так как он хотел остаток дней своих провести в мирной Киевской обители, но свое назначение святитель принял с покорностью, повинуясь воле Божией.
Первые шаги митрополита Исидора на новом поприще были освящены участием его в открытии святых мощей святителя Тихона Задонского в 1861 году.
Обширную и, разнообразную деятельность вел митрополит Исидор в период своего 32-летнего управления Санкт-Петербургской митрополией. Он принимал участие во всех выдающихся церковных событиях тогдашнего времени.
Под его руководством и при его непосредственном участии был осуществлен перевод Священного Писания на русский язык. За этот многолетний труд митрополит Исидор был награжден митрою, украшенной драгоценными камнями.
Для своей епархии он был заботливым отцом, входившим во все нужды духовенства, а также покровителем беззащитных вдов и сирот.
В 1869 году преосвященный создал Александро-Невский дом для призрения бедных духовного звания.
Кроме занятий по епархии и в Святейшем Синоде митрополит Исидор вел обширную благотворительную деятельность.
В 1870 году назрела необходимость открытия миссии в Японии, начальником миссии был назначен иеромонах Николай (Касаткин).
Забота о укомплектованности поручалась митрополиту Исидору.
В письме от 16 июня 1872 года архимандрит Николай писал ему, что «упование миссии покоится на отеческой заботливости и мудрости Вашего Высокопреосвященства. Ваши волю и выбор мы примем за волю и выбор Божий».
Трудами Апостола Японии Николая (Касаткина) и заботами митрополита Исидора проросли, созрели и принесли обильные плоды
семена православия на Японских островах|1|.
В то время деятельным помощником уже престарелого митр. Исидора был епископ Старорусский Владимир (Богоявленский) будущий священномученик|7|.
Одновременно с устройством Японской церкви митрополит Исидор принимал, но только не такое активное участие в организации Абиссинской миссии, которой к сожалению , не суждено было укрепится и сделать полезное дело, положив начало возвращению Абиссинцев в лоно Православной Церкви.
В 1872 году он был удостоен еще одной награды — ордена святого апостола Андрея Первозванного.
11 ноября 1884 года с особой торжественностью был отмечен пятидесятилетний юбилей епископства высокопреосвященного митрополита Исидора. Ему был оказан ряд почестей за его долголетний и плодотворный труд.
С весны 1892 года здоровье его значительно пошатнулось. Резкое ухудшение здоровья произошло с 6 на сентября.
Утром 7 сентября он приобщился Святых Таин. К вечеру митрополит совершенно ослаб, хотя находился в полном сознании и в 9 часов вечера еще разговаривал с окружающими и отсылал их в церковь. Около 10 часов вечера преосвященный Исидор скончался.
11 сентября в Исидоровской церкви при большом стечении народа было совершено отпевание.
Митрополит Исидор был замечательный человек своего времени, проживший большую и плодотворную жизнь. Более ста епископов восприняли рукоположение от прославленного архипастыря. Он был образцом кротости для подчиненных и добрым наставником пасомых. Преосвященный Исидор состоял членом (почетным или действительным) многих ученых обществ: Копенгагенского северного общества древностей, Императорского русского географического. Киевской Академической конференции, Московской Академической конференции, Санкт-Петербургского университета, Медико-хирургической академии и других.
Митрополит Исидор был известен не только у себя на родине, но и во многих других странах.
Источники
1. Высокопреосвященнейший Исидор, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский (1799-1892) – Нижний Новгород: Издательский отдел Нижегородской епархии; 2010-176 с.
2. Митрополит Мануил (Лемешевский). РУССКИЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ИЕРАРХИ.ТОМ II. – М.: Изд-во Сретенского монастыря – 173 с.
3. Гатуев А. Христианство в Осетии// Владикавказские епархиальные ведомости.- Владикавказ, 1896. - №13 – 203 с.
4. Кавказ и Российская империя: проекты, идеи, иллюзии и реальность. Начало XIX – начало XX вв.- СПб.: Издательство журнала «Звезда», 2005.-406 с.
5. Лилов А. Деятельность Общества восстановления православного христианства на Кавказе за 1860-1870 гг.-Б.м., б.г.- С. 96.
6. О действиях высочайше утвержденного Общества. – СПб., 1862.- 11 с.
7. www.pravenc.ru